Водитель «КамАЗа» уходит на пенсию

В Набережных Челнах представили беспилотный «КамАЗ»

Алина Распопова
kamaz.ru
В Набережных Челнах прошел первый публичный тест-драйв беспилотного «КамАЗа». Умная машина самостоятельно выполнила змейки, развороты и останавливалась перед пешеходами. В серию беспилотник может пойти уже в 2022 году. В первую очередь разработка нужна для безопасных междугородных перевозок грузов. Но в дальнейшем не исключается применение такой техники и в военных целях.

В Набережных Челнах состоялась первая публичная демонстрация одной из самых значимых разработок отечественного автопрома за последние десятилетия — беспилотного «КамАЗа». Показательные заезды состоялись на территории научно-технического центра КамАЗа.

Сначала машина преодолела дистанцию самостоятельно, объезжая выставленные на пути препятствия, а затем проделала то же самое в составе колонны из двух автомобилей. Умный «КамАЗ» выполнял все действия, получая команды с пульта управления, однако в кабине для подстраховки находился водитель. Как сообщили в пресс-службе предприятия, присутствовавший на тест-драйве глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов также проехался в кабине инновационного грузовика и оценил способности автомобиля самостоятельно ездить змейкой, совершать развороты, а также останавливаться перед препятствиями, распознавать дорожную разметку, дорожные знаки, пешеходов и другие препятствия. Все эти действия машина может выполнять на скорости до 60 км/ч.

«КамАЗ» двигался без управления человеком по заданной программе, автоматически поддерживал дистанцию до предыдущего автомобиля, сам отслеживал траекторию движения, — поделился Ливанов своими впечатлениями. — Я внимательно следил: водитель не касался ни руля, ни педалей. Это потрясающе!»

По словам Ливанова, пока беспилотник разрабатывается только для гражданских целей, но в дальнейшем спектр применения техники может быть расширен.

Отметим, что работа над проектом «Авторобот» ведется уже более года.

Задача проекта — создать к 2020 году беспилотное транспортное средство нового поколения, которое сможет обеспечить безопасность грузового автомобильного транспорта и дорожного движения на дорогах междугороднего сообщения.

Внешний вид инновационного грузовика не отличается от обычного. Он оснащен так называемой моделью компьютерного зрения, когда «мозг» машины обрабатывает сигналы, полученные с видеокамер.

Монтаж оборудования на первом беспилотном «КамАЗе» завершился в начале мая этого года. На сайте КамАЗа сообщается, что на дорогах общего пользования такие автомобили могут появиться лишь в 2025–2027 годах.

В настоящее время специалисты приступили к настройке и обучению автомобиля разным режимам движения. В планах испытаний — порядка десяти вариантов движения, среди которых режим дистанционного управления, режим движения по заданному маршруту, движение в колонне и другие. В ближайшие годы беспилотная модель пройдет ряд доработок и получит дополнительное оснащение.

Текущие показатели усовершенствуют до возможности обнаруживать пешеходов вне зависимости от направления их движения.

По планам разработчиков, беспилотник будет способен выявить и среагировать на опасность не дольше чем за 0,3 секунды. Также предусматривается возможность обнаружения на дороге практически любых препятствий. В частности, это животные, например собаки. Как подчеркивают в пресс-службе, такой параметр качественно выделит российское решение от существующих сегодня зарубежных аналогов.

Согласно информации на официальном сайте КамАЗа, работа по проекту «Авторобот» ведется в трех направлениях. Первое — создание умных помощников водителя, которые могут затормозить автомобиль в случае опасности и осуществляют адаптивный круиз-контроль. Второе направление — создание машин с дистанционным управлением. Третья система позволяет машине работать в режиме автопилота, когда водитель имеет необходимость отвлечься на некоторое время от управления грузовым автомобилем.

«Сегодня уровень техники уже позволяет делать все что угодно в этой области, — сказал журналистам гендиректор КамАЗа Сергей Когогин. -— Я не вижу каких-то трудностей. Основная проблема была в том, чтобы вовремя осознать то, что это нужно и необходимо. Что это не просто описано в книгах фантастики, а реально уже сегодня». При этом директор заявил, что в серию машины пойдут уже в 2022 году.

Впрочем, для широкого внедрения беспилотного «КамАЗа» может возникнуть сугубо российское препятствие. Для отлаженной работы компьютерной начинки автомобиля нужна качественная дорожная разметка, с помощью которой он сможет ориентироваться. Впрочем, производители утверждают, что и без нее «КамАЗ» сможет двигаться.

Напомним, что разработка получила госфинансирование как соответствующая приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России. Проект, реализуемый ПАО «КамАЗ» совместно с компанией Cognitive Technologies, получил финансирование от Минобрнауки России в размере 300 млн руб. Впрочем, основные средства на разработку должны прийти от Минпромторга: весной этого года сообщалось о выделении на проект 18 млрд руб. в ближайшие четыре года. Впрочем, не так давно стало известно, что на развитие беспилотного транспорта в России в рамках специальной программы выделят лишь 10 млрд и деньги пойдут не только на создание нового автомобиля.

Отметим, что публичные тест-драйвы российской автомобильной техники стали особенно популярны среди первых лиц государства и чиновников. Так, всего несколько дней назад Владимир Путин в Сочи прокатился за рулем новой модели «АвтоВАЗа» — Lada Vesta. Президент похвалил автомобиль, отметив, что он соответствует всем мировым стандартам, и даже признался, что на горной дороге «чуть-чуть» превысил скорость.

Комплименты от президента должны помочь только что вышедшей на рынок Vesta завоевать популярность у россиян, как это было с предыдущими знаковыми моделями «АвтоВАЗа»: их президент также хвалил.