«Опасное вождение» включат в ПДД

МВД определило термин «опасное вождение»

ShutterStock
Многократные перестроения при интенсивном движении, резкие торможения, несоблюдение дистанции и другие маневры на дороге могут вскоре причислить к нарушению ПДД. Описание термина «опасное вождение», которое включает определенный перечь действий водителя, было выработано МВД РФ и может быть закреплено в ПДД. Не исключено, что нарушителей будут лишать прав или даже привлекать к уголовной ответственности.

По поручению правительства МВД России подготовило поправки в Правила дорожного движения, вводящие термин «опасное вождение». Проект постановления правительства РФ был опубликован на портале regulation.gov.ru и проходит процедуры общественного обсуждения и антикоррупционной экспертизы, которые будут завершены 22 октября.

Напомним, что поручение ведомству определить состав правонарушения «опасное вождение» было дано первым вице-премьером Игорем Шуваловым. Необходимость определения этого понятия была включена в масштабный план мероприятий, направленных на снижение смертности от ДТП, утвержденный 4 августа текущего года. Всего в плане предусмотрено 32 пункта.

Согласно тексту поправок, под опасным вождением МВД предлагает понимать неоднократное совершение водителем одного или нескольких действий, связанных с нарушением ПДД:

отказ уступить дорогу при перестроении другому ТС, пользующемуся преимущественным правом движения; перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты; несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди ТС; несоблюдение бокового интервала; необоснованное резкое торможение; препятствование обгону. Описание термина «опасное вождение» может быть добавлено в пункт 1.2 ПДД наряду с другими основными понятиями и определениями.

В пояснительной записке к документу его авторы подчеркивают, что именно из-за совокупности указанных действий водителя, которые он совершает в течение относительно короткого периода времени, такое вождение особо опасно.

«В ряде случаев это лишает других участников дорожного движения возможности спрогнозировать дальнейшее поведение такого водителя и адекватно среагировать на него во избежание создания аварийной ситуации»,

— уточняют авторы новеллы.

Также в МВД поясняют, что предлагаемые поправки вносятся в развитие пункта 1.5 ПДД, который обязывает участников дорожного движения действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения, и конкретизируют его в отношении водителей, по вине которых совершается до 80% дорожно-транспортных происшествий.

Стоит отметить, что МВД должно было подготовить соответствующий проект постановления в первом квартале 2016 года, однако поскольку документ уже находится на стадии общественного обсуждения, с задачей в ведомстве справились раньше установленного срока.

Пока не известно, какими способами и средствами ГИБДД сможет выявлять «опасное вождение». Кроме того, не ясно и какое наказание будет предусмотрено для водителя, уличенного в серии опасных маневров на дороге. При этом, когда эта инициатива обсуждалась в начале августа на совещании президента Владимира Путина с членами правительства, вице-премьер Шувалов упоминал, что за такое нарушение в некоторых странах предусмотрена даже уголовная ответственность.

Первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству и сопредседатель московского штаба ОНФ Вячеслав Лысаков отмечает, что фиксироваться такое нарушение может несколькими способами.

«Такое нарушение может быть записано видеорегистратором в другом автомобиле, а потом файл водитель передаст в ГИБДД,

— рассказал «Газете.Ru» Лысаков. — Такая схема и сейчас работает в ряде регионов. Граждане отправляют в ГИБДД видеоматериал с нарушениями ПДД. Если видео качественное и не вызывает вопросов, то владельца автомобиля могут привлечь к ответственности. Еще один вариант — когда «опасное вождение» фиксирует инспектор ГИБДД на глаз. Но такой метод вызывает опасения, поскольку инспектор может неверно оценить действия водителя, а доказательств никаких не будет».

Депутат отмечает, что сложности в вопросах выявления нарушения и привлечения к ответственности могут возникнуть и в связи с предложенной МВД формулировкой.

«Например, что такое неоднократное перестроение? Два раза — это по факту уже неоднократно,

— приводит пример Лысаков. — Тут уже во многом от объективности судей будет зависеть справедливость привлечения к ответственности. В свою очередь, водитель, если у него есть видеорегистратор, сможет доказать в суде, что ехал безопасно, предоставив соответствующую запись».

Что касается ответственности за такое вождение, то, по словам парламентария, наказание должно быть адекватно общественной вредности нарушения и не находиться в отрыве от существующих санкций за опасные маневры на дороге.

«Например, опасное вождение можно сравнить с выездом на полосу встречного движения. Для водителей за это предусмотрен штраф в размере пяти тысяч рублей или лишение прав на срок от четырех до шести месяцев. Такие же санкции могут быть установлены и за опасное вождение.

Конечно, можно предусмотреть и уголовную ответственность, но как минимум за повторное нарушение. В целом, это вопрос для серьезного обсуждения экспертным сообществом», — говорит Лысаков.

Собеседник не исключает, что если проект постановления МВД будет принят в ноябре текущего года, то законопроект с поправками в КоАП РФ, предусматривающими ответственность за опасное вождение, в теории может быть принят Госдумой до конца года.