Всевидящий разведчик долетел до Сирии

Россия отправила в Сирию всевидящий самолет-разведчик Ту-214Р

Павел Котляр, Екатерина Згировская
Самолет радиотехнической и оптико-электронной разведки Ту-214Р Дмитрий Ромашко/russianplanes.net
Россия отправила в Сирию новейший самолет-разведчик, способный отслеживать военную активность Турции на сотни километров. Об отправке секретного самолета стало известно не от военных, а от блогеров. «Газета.Ru» рассказывает о новом самолете-разведчике.

Новейший российский самолет радиотехнической и оптико-электронной разведки Ту-214Р, о технических особенностях которого не любят распространяться военные, совершил свой самый дальний заграничный вояж и приземлился на аэродроме Хмеймим в Сирии.

За полетом самолета в Сирию можно было следить в режиме реального времени накануне, вечером 15 февраля, например, на сайте Flightradar24. Маршрут самолета был доступен для пользователей интернета благодаря транспондерам, передающим сигналы о своем положении, высоте и скорости на частоте 1090 МГц.

Известно, что самолет вылетел прямо с аэродрома Казанского авиазавода им. Горбунова, где и был произведен, и проследовал до Латакии маршрутом, обычным для российских военных и транспортных самолетов, следующих в Сирию, – через Иран и Ирак. Правда, в этот раз у маршрута были свои особенности.

Маршрут самолета из КАПО (Казань) в Латакию flightradar24.com

Так, при подлете к иранскому побережью самолет сделал несколько кругов над Каспийским морем.

«Маршрут более-менее стандартный. Странными кажутся эти круги, рассказал «Газете.Ru» Дэвид Ченчотти , редактор авторитетного авиационного сайта The Aviationist,— Подобные круги на такой высоте нечасто приходится видеть: самолеты разворачиваются на 360 градусов, когда обязаны ждать в определенном месте (в противном случае проще уменьшить скорость). В этом случае нельзя сказать, зачем он делал круги – мы можем только предполагать. Возможно, он не мог войти в иранское воздушное пространство ранее определенного времени, поэтому решили покружить».

На сегодняшний день на КАЗе собрано лишь два летающих образца этих секретных самолетов – с регистрационными номерами RA-64511 и RA-64514.

Второй из перечисленных самолетов (RA-64514) и был отправлен накануне в Сирию.

Документы о создании двух самолетов разведки на базе пассажирского самолета Ту-214 были подписаны Минобороны еще в 2002 году. Однако из-за задержек в производстве первый летающий образец поднялся в воздух только в конце 2009 года.

От гражданского Ту-214 самолет-разведчик заметно отличается наличием нескольких обтекателей, скрывающих специальные бортовые системы наблюдения. Самолет имеет три отсека – операторский, бытовой и агрегатный отсек бортового радиоэлектронного оборудования.

flightradar24.com

Источник в оборонно-промышленном комплексе пояснил «Газете.Ru», что самолеты по заключенному с Минобороны контракту еще не переданы военному ведомству, они пока функционируют по принципу опытной эксплуатации и проходят государственные испытания. Ту-214Р оснащен многочастотным авиационным радиолокационным комплексом дистанционного зондирования земли.

Этот комплекс дает самолету специальные возможности, позволяющие видеть в любых условиях, даже под землей.

Разработку комплекса ведет российская Объединенная приборостроительная корпорация. Официальных комментариев в ОПК «Газете.Ru» получить не удалось. Тем не менее, согласно данным сайта концерна «Вега» (входит в ОПК), комплекс работает в четырех диапазонах длин волн при различных поляризациях зондирующего сигнала.

«Алгоритмы автофокусировки обработки информации позволяют получать детальные радиолокационные изображения объектов, скрытых дымом, туманом, слоем растительности, снега или грунта», — говорится в аннотации. Комплекс способен «проникать» на несколько десятков метров в исследуемую среду, при этом сохраняя высокую разрешающую способность.

На борт самолета оперативно поступает точная координатная привязка информации обзора морских, прибрежных и материковых зон земной поверхности по данным спутниковой навигационной системы. Затем эти данные передаются по линиям связи на наземный пункт управления, где ее регистрируют, обрабатывают и выдают в виде привязанных к местности цифровых карт с отображением измеренных параметров и категорий состояния земной поверхности.

Дальность обнаружения при работе этого комплекса в активном режиме работы — до 250 км при высоте полета 9000–12000 м, при пассивном режиме — до 400 км.

Электронно-оптическая система «Фракция» высокого разрешения, разработанная ТПК «Линкос», установлена в обтекателе снизу самолета. Эта система выдает в реальном времени изображение местности в различных диапазонах и сохраняет данные на магнитных накопителях.

Ту-214Р называют заменой самолету радиотехнической разведки Ил-20М, который предназначен для вскрытия средств радиолокации и связи противника, перехвата сигналов управления, радиолокационной и оптической разведки.

Маршрут самолета из КАПО (Казань) вдоль границы с Украиной flightradar24.com

Второй борт RA-64514, «засветившийся» при перелете в Сирию, уже был замечен при выполнении разведывательных миссий. Так, по данным украинских СМИ, 21 декабря этот самолет совершил полный облет всей восточной границы Украины, пролетев на удалении от нее на расстоянии всего 30 км.

Полет разведчика также фиксировался по сигналам транспондеров, из чего следует, что самолет проследовал из Казани до точки соприкосновения границ России, Украины и Белоруссии. Далее полет продолжался на расстоянии примерно 30 км от границы Украины, над Крымом, вдоль побережья Одесской, Николаевской и Херсонской областей.

Самолеты Ту-214, на базе которых делают разведчики, — это современные магистральные узкофюзеляжные двухдвигательные самолеты с высокой топливной экономичностью и уровнем комфорта. Пассажирские самолеты Ту-214, а также двигатели ПС (организация запрещена в России)-90А сертифицированы АР МАК и полностью отвечают международным требованиям по шуму на местности и эмиссии вредных веществ в атмосферу.

Министерство обороны России заказывает у «Туполева» разные модификации Ту-214. Согласно заявлению замминистра обороны по вооружению Юрия Борисова, сделанному летом 2015 года, закупки этих самолетов продолжатся.

«Что касается самолетов государственной авиации в интересах Министерства обороны, мы будем заказывать самолеты Ту-214 для своих нужд. Мы планируем это в рамках существующей ГПВ (Государственная программа развития вооружений. — «Газета.Ru»), проект контракта находится уже на заводе», — сказал тогда Борисов.

Помимо разведчика для ведомства создано несколько бортов Ту-214ОН «Открытое небо». Они идут на смену устаревающим Ан-30, ныне используемым для наблюдательных полетов в рамках договора «Открытое небо». Также военные ожидают самолеты-ретрансляторы Ту-214СР, предназначенные для ретрансляции каналов телефонной и документальной связи. Кроме того, Казанский авиазавод создает по заказу государственных органов авиационные пункты управления Ту-214ПУ, предназначенные для организации каналов телефонной, телекодовой и документальной связи, предоставляемых абонентам.