Кого слушает президент

«Это состояние перед войной»

Турецким летчикам разрешили сбивать чужие самолеты без особого приказа

Екатерина Згировская, Павел Котляр 01.02.2016, 19:28
Sputnik Mundo

Обвинив Россию в нарушении воздушного пространства, Анкара разрешила сбивать чужие самолеты без приказа. Тем временем Россия готовит запланированный наблюдательный полет над Турцией своего самолета.

Очередное обвинение Анкарой России в нарушении самолетом Су-34 турецкой границы стало новым витком политического противостояния между Турцией и Россией. После того как президент Турции Реджеп Эрдоган выразил желание встретиться с Владимиром Путиным, премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу поручил турецкому МИДу попросить Россию дать объяснения генеральному секретарю НАТО Йенсу Столтенбергу.

«Важно, что НАТО вышло на первый план и сделало заявление, согласно которому любое нарушение турецкого воздушного пространства — это нарушение воздушного пространства НАТО. Такую же оценку дали и мы с нашим президентом. Позиция НАТО по этому вопросу нас удовлетворяет.

Мы дали инструкцию нашему МИДу попросить Россию объяснить данное нарушение генеральному секретарю НАТО», — заявил Давутоглу.

По словам политика, нарушение воздушного пространства Турции якобы имело место в районе линии между сирийскими городами Маре и Джараблус, которые члены коалиции пытаются очистить от боевиков террористической организации «Исламское государство» (запрещена в РФ).

После сообщений о нарушении Су-34 турецкого воздушного пространства Анкара объявила о введении повышенного, «оранжевого» уровня тревоги в ВВС. Этот режим распространяется на все авиабазы страны. Он обязует военных летчиков быть всегда готовыми к вступлению в воздушный бой.

Более того, он дает им право сбивать незаконно влетевшие в воздушное пространство страны самолеты, не дожидаясь отдельного приказа.

Эксперты отмечают, что этот уровень боеготовности введен Анкарой впервые с середины декабря, когда ВВС Турции наносили воздушные удары по позициям в самой стране и на севере Ирака. Более того, сообщается, что для укрепления боеготовности на базу ВВС Диярбакыр на юго-востоке страны были переброшены несколько истребителей F16.

Как заявил «Газете.Ru» бывший главнокомандующий ВВС РФ, Герой России генерал армии Петр Дейнекин, обвинения турецкой стороны в якобы нарушении российским самолетом Су-34 воздушного пространства являются не более чем очередной политической провокацией в адрес России. «А приведение ВВС Турции в повышенную степень боевой готовности, которую они называют «оранжевой», есть не что иное, как дешевый прием в поддержку турецкой стороны.

В ноябре минувшего года им не нужно было никакого повышения боеготовности, чтобы по-бандитски из-за угла сбить российский фронтовой бомбардировщик Су-24.

На Турцию никто не собирается нападать, и повышения боеготовности не требуется — это не продиктовано военной необходимостью», — считает Дейнекин.

По словам бывшего главкома ВВС, чтобы адекватно отвечать угрозам, во всех армиях имеются несколько уровней боеготовности: в повседневной жизни она называется «постоянной»; по мере нагнетания международных отношений вводится «повышенная боеготовность», когда пункты управления, силы и средства повышают свою готовность к применению вооруженной силы.

Он напомнил, что в годы «холодной войны» советским военным неоднократно приходилось адекватно отвечать на приведение ВС НАТО в различные степени боеготовности, особенно это касалось средств ПВО. «Кстати, мы сотни раз выполняли полеты в отдаленных географических районах, где нас, как правило, сопровождали истребители США и других стран НАТО — это считалось обычным явлением. Нас нередко обвиняли в нарушении воздушного пространства. Так что это не событие, достойное международного скандала. Здесь можно было бы вполне ограничиться нотой, а не вводить дополнительных уровней угроз и не нагнетать и без того сложную ситуацию», — считает Дейнекин.

Он уверен, что, несмотря на введенный «оранжевый» уровень тревоги,

«ни один летчик без команды не будет сбивать даже перелетных гусей».

«Все это не более чем бестактный политический выпад в отношении России, обусловленный экономическими интересами турецкой стороны», — считает Дейнекин.

Военный эксперт Виктор Мураховский в свою очередь напомнил, что турецкий летчик в ноябре нанес удар ракетой по российскому Су-24 без всяких намеков и повышения уровней угроз.

«Этот «оранжевый уровень» примерно соответствует тому, что у нас называется «военная опасность». Это состояние перед войной. Есть постоянная боевая готовность в мирное время, есть повышенная, есть военная опасность и полная, то есть война. Это предвоенное состояние», — считает эксперт.

«Но судя по тем мероприятиям, которые у них проводятся, у них этот статус отличается от нашего — он более легкий. Они не призывают резервистов, не развертывают дополнительных соединений и частей, не выводят на огневые позиции в позиционные районы средства ПВО, это больше моральный фактор», — добавил он. По его мнению, в таком состоянии более нескольких суток вооруженные силы держать власти Турции не будут. Такое круглосуточное боевое дежурство всех составляющих — это большие затраты и человеческих ресурсов, и ресурсов техники. «Длительное время в таком состоянии нельзя находиться», — добавил он.

Между тем в условиях повышенного уровня боеспособности турецких ВВС Россия собирается совершить наблюдательный полет над Турцией в рамках договора «Открытое небо». Договор по открытому небу был подписан 27 государствами — участниками Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в 1992 году в Хельсинки. Он стал одной из мер по укреплению доверия в Европе после «холодной войны». Россия ратифицировала соглашение 26 мая 2001 года. Договор действует с 2002 года и позволяет странам-участницам открыто собирать информацию о вооруженных силах и мероприятиях друг друга.

В договор входят большинство стран НАТО, Россия, Белоруссия, Украина, Грузия, Босния и Герцеговина и нейтральные Швеция и Финляндия.

Как правило, полеты России и стран НАТО проводятся на взаимной основе. Всего в настоящее время участниками договора «Открытое небо» являются 34 государства. По действующим с 2006 года правилам ежегодно Турция может проводить наблюдательные полеты над территорией России четыре раза в год, Россия — в среднем два раза в год.

Известно, что первый в 2016 году полет российского самолета Ан-30Б над Турцией состоится с 1 по 5 февраля, на борту при этом также будут находиться турецкие представители. Самолет с российским экипажем из четырех человек должен прибыть в Стамбул 2 февраля. Все время, пока россияне будут находиться на территории страны, их будут сопровождать четыре представителя турецкого генерального штаба.

Последний раз российский наблюдательный самолет летал над Турцией 14–18 декабря 2015 года. Декабрьские полеты изначально были намечены на октябрь, однако были отложены по просьбе турецкой стороны на фоне обвинений России в нарушении турецкого воздушного пространства.

«Наблюдательный полет максимальной дальностью до 1,9 тысячи километров будет выполняться в период с 1 по 5 февраля с аэродрома открытого неба Эскишехир», — сообщил начальник национального Центра по уменьшению ядерной опасности Сергей Рыжков.

По его словам, российский самолет будет выполнять полет по согласованному с наблюдаемой стороной маршруту, а турецкие специалисты на его борту будут контролировать порядок применения аппаратуры наблюдения и соблюдение положений, предусмотренных договором. «Выполнение наблюдательных полетов в рамках договора содействует большей открытости и транспарентности в военной деятельности государств-участников. Это первый наблюдательный полет Российской Федерации над территориями государств — участников договора в 2016 году», — подчеркивают в ведомстве.

По мнению Мураховского, обострение отношений с Анкарой не станет причиной отмены наблюдательного полета.

«Это очень интересный момент — мы заранее делали заявку на этот полет. Я думаю, полет отменять не будут. Договор «Открытое небо» многосторонний, в нем участвуют все страны НАТО, поэтому одним решением Турции это нельзя отменить, иначе это будет прецедентом, который обернется НАТО очень плохо, ведь если мы закроем для них доступ — это будет для них очень нехорошо, — считает эксперт. — Я думаю, что у нас маршрут запрошен такой, чтобы проверить, что Турция сделала для усиления, не развернули ли что-то дополнительно, не перекинули ли куда-то части ВВС и ПВО».

Тем временем в Минобороны России отмечают, что «внимательно и сдержанно следили за развитием ситуации вокруг обвинений Турцией, а также солидарных с ней официальных представителей НАТО и Пентагона, о якобы нарушении российским самолетом Су-34 сирийско-турецкой границы».

«Несмотря на многочисленные заявления турецких представителей, никаких фактических данных по дипломатическим или по любым другим каналам до сих пор никому не передавалось. А та истерия, которая была развернута турецкой стороной, является не только «голословной пропагандой», а имеет также отчетливые признаки спланированной провокации», — заявил в понедельник на брифинге официальный представитель военного ведомства генерал-майор Игорь Конашенков, подчеркнув, что никаких нарушений сирийско-турецкой границы самолетами российских ВКС не было, о чем имеются исчерпывающие данные объективного контроля.