Блоги: куда податься автору

Ольга Африки 24.08.2005, 21:01

Блоги — самая новая и самая неизлечимая болезнь человечества. Число блоггеров быстро растет, а вслед за ним и число сервисов для ведения самих блогов. «Газета.Ru» предлагает обзор наиболее популярных из них — в России и в мире — на сегодняшний день.

В августе 2005-го аналитическая компания comScore Media Metrix опубликовала исследование, согласно которому самым популярным сервисом, предоставляющим возможность завести свой собственный блог, у американцев является Blogger.com (он же Blogspot.com) — собственность Google. Его в первом квартале 2005 года посетили более 19 млн уникальных пользователей. На втором месте оказался LiveJournal (9,5 млн уникальных пользователей). Далее с небольшим отрывом идет Typepad.com. После — Xanga.com, AOL Journals, MSN Spaces, Blogdrive.com, Greatestjournal.com и Dairyland.com.

Для русскоязычных пользователей блоггерство началось с Livejournal — первая запись была сделана 1 февраля 2001 года. С тех пор журналами обзавелись около 200 тыс. пользователей — это четвертое место в мире. Первые три занимают Соединенные Штаты, Канада и Великобритания. Среди русскоязычных сервисов есть еще Liveinternet (http://liveinternet.ru), Blog.ru (http://blog.ru), Blogonline (http://blogonline.ru), LJ. Rossia.org (http://lj. rossia.org).

Blogonline (blogonline.ru) пока работает в стадии публичного тестирования. Этот сервис примечателен тем, что все платные опции «Живого журнала» здесь доступны бесплатно. А те пользователи ЖЖ, которые решили перейти в новый сервис, могут конвертировать свой журнал и ленту друзей.

Переработанные движки не всегда лучше и функциональнее того, что есть в LiveJournal, но главный недостаток этих сервисов — аудитория.

Добиться массовости LJ в данном случае вряд ли представляется возможным. Поэтому разработчики подобных сервисов предлагают новые функции сверх тех, что можно получить в LJ.

Если Blogger.com позволяет добавлять во френд-ленту не только дневники зарегистрированных в этом же сервисе пользователей, но и rss-потоки любых интересных сайтов, то новый русскоязычный проект — LJ. Rossia.org — предоставляет ни много ни мало свободу слова, которую, по их мнению, попирает Abuse Team «Живого журнала». RSS — семейство XML-форматов, предназначенных для описания лент новостей, анонсов статей, изменений в блогах и т. п., подробнее см. http://ru.wikipedia.org/wiki/Rss.

С сайта Blogger.com можно также скачать утилиту для MS Word (http://buzz.blogger.com/bloggerforword.html), которая позволит не только публиковать заметки, но и сохранять черновики и редактировать уже опубликованные записи. Вот такой вот праздник на улице офисных работников.

Blogdrive.com, который за первый квартал 2005 года посетило около двух миллионов уникальных пользователей, единственный в своем роде бесплатный сервис, который позволяет не только вести один блог нескольким авторам одновременно, но и заводить на одном аккаунте какое угодно количество блогов. Помимо этого каждому пользователю предоставляется возможность загрузки на сервер mp3-файлов и изображений. За дополнительную плату можно увеличить объем дискового пространства.

MSN Spaces (http://spaces.msn.com/) — сервис, запущенный компанией Microsoft в прошлом году, — по посещаемости занимает скромное седьмое место (2 млн 245 тыс. уникальных пользователей за первый квартал 2005 года).

Пользователи этого сервиса могут не только публиковать заметки, но и «заливать» фотографии — 30 Мб, а также составлять «списки пристрастий» (favorite lists). На этом, пожалуй, плюсы заканчиваются. Пользователи жалуются на оформление журналов: поменять можно только две позиции — фон страницы и дополнительный цвет. На MSN Spaces есть (о, боже!) цензура. Владелец блога BoingBoing (http://boingboing.net/) в качестве эксперимента попытался зарегистрировать блоги, названия которых содержали одно или несколько «грязных слов» (семь слов, запрещенных к использованию в американском медиа-пространстве — http://en.wikipedia.org/wiki/Seven_dirty_words). Ему удалось зарегистрировать далеко не все. Ко всему прочему, блоги в MSN Spaces лучше просматривать при помощи Internet Explorer (это тоже далеко не плюс).

Все перечисленные выше сервисы — вариант для тех, кто не хочет морочиться с технической составляющей: зарегистрировался и «пости», пока не надоест. Для пытливых умов предусмотрен более интересный вариант — управляемые движки. Суть вот в чем: пользователь скачивает себе дистрибутив, настраивает его и публикует на заранее выкупленном домене. В итоге получается что-то вроде персонального сайта. По такому принципу работает блог «Нарисовано!» (http://drawn.ca/), в котором ежедневно появляются ссылки на ресурсы, которые могут быть интересны художникам, иллюстраторам и дизайнерам. Или Gizmoz.ru (http://www.gizmoz.ru/) — блог о лучших гаджетах.

Оба эти блога работают на движке WordPress (http://wordpress.org/). WordPress — бесплантый движок с открытым кодом, у которого множество любопытных возможностей.

Защита от спама в комментариях, возможность публиковать посты, защищенные паролем, вести коллективный блог, публиковать записи с помощью электронной почты, использовать PHP и MySQL (это, кстати, позволяет играть с оформлением как душе угодно).

На сайте WordPress есть список компаний, предоставляющих хостинг (http://wordpress.org/hosting/), удовлетворяющий минимальным требованиям движка. С сайта Wordpress.ru (http://wordpress.ru/) можно скачать не только дистрибутив, но и дополнительные плагины. Ссылки, ЧаВо и поддержка на родном языке прилагаются.

Денис Перехрест, один из активистов, публикует в своем блоге (http://inforedesign.com/) ссылки на все новые блоги на этом движке.

«e2: — лучший движок блога» (http://e2.ilyabirman.ru/), полностью российская разработка. В числе ключевых возможностей (а неключевых, по словам разработчиков, очень много) упоминаются следующие: резервное копирование и восстановление всего блога, rss для всего, включая результаты поиска, файл-менеджер для закачанных файлов, полная свобода настройки дизайна.

Движок Movable Type (http://www.sixapart.com/movabletype/) — разработка компании Six Apart, которая недавно купила LiveJournal. Движок платный — и это его главный недостаток.

Но и это, если разобраться, не проблема. Получить полную версию движка (а также место под хостинг и инструкции по настройке) можно у владельцев ресурса «Блог на шару» (http://www.blog-way.com/). Они же рассказывают (http://www.blog-way.com/archives/000278.php) о главных достоинствах этого движка, в числе которых — мультиблоговость и поддержка RSS.

Six Apart, кстати, имеет в своем арсенале еще один сервис — TypePad (http://www.typepad.com/). Этот сервис тоже платный, но вместе с блогом вы получаете хостинг, красивое оформление и возможность формировать фотоальбомы с удобной навигацией. Существенное отличие этого сервиса от остальных в том, что на нем можно зарабатывать деньги. Разумеется, это возможно только в том случае, если вы пишете о чем-то интересном — о новейших гаджетах или о французской кухне, например. Этот модуль настраивается быстро и просто, а заработанные деньги можно пустить на оплату сервиса.

Важно то, что у всех этих движков открытый код (open source — http://ru.wikipedia.org/wiki/Open_source) и каждый блоггер может добавить что-то свое: исправить ошибки, написать дополнительный плагин, добавить новые функциональные модули и так далее. Удивительно, но факт: люди работают над этим бесплатно, просто потому что им это интересно.

Как и любое популярное явление, блоги за короткое время обросли дополнительными сервисами. В первую очередь, поиском.

Поиск по блогам от «Яндекса» (http://blogs.yandex.ru), к сожалению, не так хорош, как того хотелось бы: многие посты теряются, и порой невозможно найти даже то, в существовании чего уверен на все сто. Ljseek.com (http://www.ljseek.com/) ищет лучше, но и этот сервис далек от идеала.

Зато «Яндекс» предложил более интересный сервис — Яндекс.Лента (lenta.yandex.ru). В ленту можно добавлять любые rss-потоки, в том числе и lj-юзеров, коммюнити и rss-потоки интересных сайтов. К тому же к своей ленте можно привесить полезные «фичи» вроде курса валют, прогноза погоды, телепрограммы и афиши. Оттуда же можно постить комментарии («Яндекс» открывает в новом окне страницу с постом), проверить почту на «Яндексе», поискать в ленте (или в новостях, в интернете, в блогах). Есть там и аналог «мемориз» — каталога избранных записей.

Для тех, кто дорожит своими записями, группа независимых разработчиков (всего их 162) придумала замечательный бесплатный сервис — Lj Book (Turn your blog into PDF book) (http://ljbook.com).

Этот сервис позволяет в несколько кликов сохранить весь дневник в формате PDF, включая записи, сделанные в private mode и «только для друзей», комментарии и картинки.

Разумеется, существует огромное количество сервисов, которые предоставляют аналогичный набор опций — Aboutmylife.net (http://aboutmylife.net/), Greatestjournal (http://greatestjournal.com), Blurty.com (http://blurty.com/), DeadJournal (http://deadjournal.com). Список можно длить бесконечно, но проблема этих сервисов в одном — в отсутствии достаточной «критической массы», по достижении которой частное мнение становится информационным поводом.