Мобильный интернет убьет поиск

Рост мобильного интернета в России и мире уничтожит поисковики

Дмитрий Бевза, Алексей Короткин 19.03.2015, 11:03
Павел Смертин/ТАСС

Популярность мобильного интернета в России и во всем мире растет феноменальными темпами. При этом российский экономический кризис может даже стать дополнительным стимулом для развития отечественного мобильного бизнеса.

Количество пользователей мобильного интернета превысило десктопную аудиторию уже на рубеже 2013–2014 годов. Это говорит о том, что беспроводная широкополосная связь позволила получить доступ в сеть тем слоям населения, которые раньше не знали, что такое интернет и компьютер. Об этом говорят и цифры исследования ComScore: за 2011–2014 годы использование мобильного интернета в мире выросло на 36%, в то время как десктопного – только на 10%.

Среднее количество времени, проводимого в интернете с мобильных устройств, также сильно выросло. Если в 2012 году этот показатель, по данным Statista.com, составлял 74,4 минуты в день, то во втором квартале 2014 года – уже 108,6 минуты в день, то есть имел место рост в 1,5 раза!

Доля мобильного трафика в общем объеме передачи данных в интернете пока что не так велика, но она растет очень быстро. По данным Cisco, в 2014 году мобильными устройствами генерировалось только 4% трафика, но к 2019 году ожидается рост до 15%.

Как ни странно, столь быстрым ростом мобильный интернет обязан кризису и наиболее бедным регионам мира.

Если в среднем по миру доля мобильного трафика в общем объеме передачи данных за 2013–2014 годы, по информации Statista.com, составляла 25%, то в Африке этот показатель равняется 38%, в Азии – 37%, при этом в Европе доля мобильного трафика – 16%, а в Северной Америке с ее самой развитой цифровой экономикой – 19%.

В России кризис 2008 года оказал огромное влияние на развитие мобильного интернета, так как привел к резкому падению локального рынка десктопных компьютеров и ноутбуков, при этом рост обеспечили бюджетные планшеты на базе Android. Сейчас, по данным Gartner, на один планшет в мире приходится пять смартфонов, а в России – три.

Другим важным моментом стало падение доходов сотовых операторов от традиционных видов услуг — сотовой связи, роуминга, SMS и MMS, что привело к интенсивному вложению в широкополосную мобильную инфраструктуру. Сперва это были сети 3G, затем 4G/LTE.

Кризисные явления 2014 года только обострили эту тенденцию. По предварительным оценкам J'son & Partners Consulting, мобильная интернет-аудитория в России составила 99 млн абонентов.

Проникновение мобильного интернета достигло 70% населения. Абонентская плата по услугам мобильного интернета увеличилась на 10% по сравнению с 2013 годом. И хотя темпы роста активной абонентской платы мобильного интернета замедляются, трафик на одного абонента вырос в 15 раз с 2010 года.

По мнению аналитиков J'son & Partners, существует несколько основных драйверов роста мобильного интернета в России.

Один из них — быстрый рост проникновения смартфонов и планшетов. Этому способствуют популярные в России бюджетные модели B-брендов и продажи операторами связи своих субсидированных устройств. Смартфоны и планшеты с поддержкой 3G сейчас можно приобрести уже за 2–3 тыс. руб.

Драйверами роста также являются низкая стоимость мобильного интернета в России — сейчас стоимость одного мегабайта трафика в базовых тарифных планах российских операторов ниже, чем у операторов США и Европы, — и растущий спрос на мобильные услуги на базе LTE со стороны пользователей, в первую очередь это разнообразные видеосервисы.

«В условиях экономического кризиса на мобильной связи люди экономят меньше всего, а интернет становится бюджетным способом получить развлечения, а также почти бесплатно общаться с другими людьми, что будет способствовать еще большему росту мобильного интернета, — рассказал директор по маркетингу компании «Мегафон» Леонид Совков. — К драйверам развития мобильного рынка мы относим помимо выше указанных также рост интереса к бюджетным устройствам. Учитывая новые экономические реалии, эта тенденция продолжится».

А по мнению руководителя департамента мобильного интернета «Вымпелкома» (бренд «Билайн») Евгении Григорьевой, мобильные приложения стали еще одним драйвером развития рынка мобильного интернета в России.

«Если раньше компании фокусировались на развлекательном контенте, то сейчас приложения становятся ключевым инструментом digital-обслуживания и отличной возможностью оперативного решения текущих вопросов. Вы можете самостоятельно управлять собственными банковскими счетами, расходами на мобильную связь, оплачивать парковку, услуги такси», -— считает Григорьева.

Если же говорить о барьерах, которые не позволяют мобильному интернету расти еще более высокими темпами, то они в первую очередь маркетинговые. То есть слабая информированность населения о преимуществах и возможностях мобильного интернета; недостаточная осведомленность пользователей о технологии LTE.

Также следует отметить и достаточно высокую стоимость смартфонов и планшетов с поддержкой LTE и то, что пропускная способность сотовых сетей операторов отстает от потребностей пользователей. Во многих регионах России качество и реальная скорость 3G-интернета и других «быстрых» стандартов передачи данных ниже заявленного операторами.

Глобальные изменения в интернет-трафике приводят к большим изменениям в моделях поведения пользователей и способах зарабатывания денег для интернет-бизнеса. Все привыкли, что самые передовые тренды приходят из США, однако сейчас американские компании отстают от китайских интернет-гигантов, которые получили преимущество за счет особенностей структуры своего интернет-рынка.

Например, мобильный китайский мессенджер WeChat, который не уступает по аудитории мессенджеру Facebook и WhatsApp, и мобильная платежная система Alipay уже сумели достичь оборотов в сотни миллионов долларов в области электронной торговли в мгновенных сообщениях и перевода денег между пользователями, в то время как Facebook и Twitter только начинают развивать эти рынки в США.

Американцам мешает привычка пользоваться PayPal, Google Market, Amazon и другими традиционными веб-сервисами.

Компания Alibaba Group, которой принадлежит Alipay, уже оказывает американским компаниям серьезную конкуренцию на рынке ЕС. Так, на CeBit 2015 в Ганновере Джек Ма лично представил технологию биометрической идентификации по «селфи» для осуществления мобильных платежей. И для ЕС это возможность дать отпор Google, которая вызывает у европейских властей все большее раздражение из-за своего монопольного положения.

На российском рынке быстрый рост мобильных сервисов также может изменить карту интернет-отрасли. Контекстная реклама до сего момента являлась самым понятным и самым эффективным инструментом интернет-продвижения и продаж, однако перегрев здесь очевиден – стоимость клика достигает 300 руб., что делает этот канал недоступным для мелкого и даже среднего бизнеса.

На мобильном рынке конкуренция и цены существенно ниже, при этом отношение показов рекламы к кликам на нее выше на порядок.

Развитие продаж через мгновенные сообщения в мессенджерах крупнейших российских социальных сетей может привести к быстрому перетоку денег из систем контекстной рекламы поисковиков в рекламные платформы социальных сетей.

Об угрозе потери Google доминирующего положения на рынке интернет-поиска говорят и за рубежом. Несмотря на то что Google защищает эксклюзивность своих сервисов на мобильных устройствах под управлением Android и не пускает туда конкурентов, из-за чего «Яндекс» подал жалобу в антимонопольный комитет ЕС, американцам это не поможет.

Дело в том, что удобство поиска на мобильном устройстве имеет гораздо большее значение, чем на десктопах, и Google здесь далеко не первая. Специализированные рекомендательные сервисы, а также алгоритмическое встраивание рекомендаций в ленты мессенджеров в скором времени могут превратить поисковую строку в пережиток прошлого.

Да и сейчас поиск в социальных сетях отнимает у поисковиков все большую долю рынка. И с этим Google ничего поделать не сможет, так как убрать популярные мобильные приложения сторонних разработчиков равносильно смерти для Android.

Таким образом, весьма вероятно, что в не столь отдаленном будущем мы увидим закат крупнейших поисковиков и дальнейший бурный рост вчерашних сервисов одной функции, таких как Snapchat, и превращение их в крупнейшие корпорации, определяющие архитектуру интернета.