Путин возвращает электрички

РЖД обещает вернуть отмененные электрички в кратчайшие сроки

Анастасия Берсенева 04.02.2015, 17:20
Александр Рюмин/ТАСС

Владимир Путин потребовал немедленно восстановить отмененные электрички. Сначала — пустить поезда, а уже потом разбираться с финансовыми вопросами, сказал президент. По последним данным, пригородные поезда были полностью отменены в трех областях, в остальных регионах отменены сотни маршрутов. К началу февраля договоры на продление работы электричек не заключила почти половина субъектов РФ. В среду же негативный отчет опубликовала Счетная палата.

В среду тема отмены электричек в России была поднята на совещании правительства в Ново-Огареве. Президент Владимир Путин резко раскритиковал ликвидацию пригородного железнодорожного сообщения.

«Что у нас, министерства транспорта не существует, что ли? Что происходит? Мы понимаем, насколько это серьезно, это же не один автобусный маршрут отменили, а перестали ходить электрички в регионы.

Вы что, с ума сошли, что ли? Это несерьезный подход, это же касается тысяч людей!» — цитирует «Интерфакс» президента.

Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович подтвердил, что есть проблема с нормальным движением пригородных поездов.

«Мы знаем, что в нескольких регионах страны отменены маршруты электричек по десяткам направлений. Перечень таких маршрутов, таких электричек у нас есть, есть сумма денег, которая необходима для восстановления маршрутов», — сказал вице-премьер. «В целом данную проблему намерены решить в течение одного месяца», — добавил он.

Однако предложенные сроки не удовлетворили гаранта.

«Вот вы сейчас предложили набор мер. А что, раньше этого нельзя было сделать? Правительство чем занималось, когда вводило соответствующие нормативы, когда поддержало изменение взаимоотношений между регионами и РЖД?» — сказал глава государства.

В итоге Путин потребовал от правительства немедленно восстановить пригородное сообщение, а уже потом заниматься вопросами, связанными с поиском дополнительных средств.

Также он потребовал, чтобы были даны гарантии компаниям-перевозчикам и регионам.

«Неужели это нельзя было сделать заранее? А теперь вы говорите, что нужно еще два месяца для того, чтобы эту проблему закрыть. Железнодорожное сообщение пригородное должно быть восстановлено, и немедленно, с гарантиями соответствующими РЖД, регионам по решению проблемы», — цитирует Путина РИА «Новости».

«Я в течение суток предложу финансовые решения, которые позволят обеспечить восстановление сообщения», — пообещал после этого Дворкович.

В РЖД заявили, что они разрабатывают план возвращения электричек, в который входит расконсервация подвижного состава и согласование графиков.

В Северо-Западной пригородной пассажирской компании, которая работала в Псковской и Вологодской областях, пояснили, что готовы вновь поставить электрички на рельсы.

«В кратчайшие сроки мы постараемся восстановить движение всех отмененных пригородных поездов. Это, вы сами понимаете, не один день. Но по мере возможности мы все восстановим», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе СЗППК.

В среду также стало известно, что электрички полностью были отменены помимо Псковской и Вологодской областей еще в одном регионе — в Тульской области.

«Действительно, губернатор оставил только экспресс между Тулой и Москвой, так как он экономически выгоден», — пояснила «Газете.Ru» сотрудник пресс-службы РДЖ Оксана Быхова. Она подчеркнула, что ответственность за перевозки несут регионы, а не компании-перевозчики.

Причиной кризиса электричек стал большой долг регионов перед РЖД — более 36 млрд руб. С 2011 года пригородным сообщением занимаются компании-перевозчики – «дочки» РЖД, созданные на паях с местной властью. Стоимость билета устанавливают региональные чиновники, а по данным РЖД, реальная цена билета гораздо дороже. Возвращать эту разницу компании-монополисту по закону были обязаны регионы из своих бюджетов. Однако суммы были значительные — в несколько десятков, а то и сотен миллионов рублей. В итоге из 73 только около десяти регионов возвращают убытки в полном объеме, еще 12 — компенсируют 80% от нужных сумм, остальные либо не платят, либо возмещают до половины средств.

Так как регионы не могут найти средства для оплаты счетов перевозчикам, чиновники стали отказываться от маршрутов пригородных поездов.

Лишь примерно 10% маршрутов были сокращены решением перевозчиков, в том числе в Вологодской области, которая, как говорят в пресс-службе РЖД, вовсе не платила компенсаций с 2011 года.

Как пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе РЖД, по данным на февраль 2015 года, только чуть больше половины регионов продлили договоры на работу электричек, в том числе семь регионов заключили договор всего на 1–3 месяца.

В регионах давно поднимали вопрос — насколько аргументированы суммы потерянных доходов, которые озвучивало РЖД. Из чего складываются многомиллионные счета, которые приходится оплачивать местным властям?

В среду же Счетная палата опубликовала результаты аудиторской проверки обоснованности размеров сумм компенсаций, которые предоставляли перевозчики.

Аудиторы выяснили, что сейчас 80% от общего объема расходов пригородных пассажирских компаний приходится на выплаты компании-монополисту за пользование подвижным составом, его техобслуживание и ремонт, а также оплату услуг по управлению и эксплуатации, сублизинговые платежи по договору с РЖД. Выяснилось, что монополист, реализуя правительственную структурную реформу и передав управление пригородными поездами отдельным компаниям, не стал передавать им подвижные составы и депо.

При этом регионы, которые платят компенсацию, даже не могут перепроверить тарифную составляющую на инфраструктуру, аренду и ремонт составов, которую рассчитывают в Федеральной службе по тарифам (ФСТ), сообщил аудитор. По его мнению, такое двухуровневое регулирование тарифов требует пересмотра.

Указав, что реформа была проведена с отклонением от срока на 7 лет, аудитор Валерий Богомолов заявил, что РЖД совместно с региональными властями так и не разработали эффективные меры по сокращению убыточности работы электричек. В 2013 году 19 из 25 действующих компаний-перевозчиков были убыточными. В антитопе — ППК «Черноземье», обслуживающая 7 субъектов РФ (Воронежская, Белгородская, Липецкая, Тамбовская, Саратовская, Пензенская и Курская области) и «Северная ППК», которая работает на территории Ярославской, Вологодской, Архангельской, Костромской, Ивановской, Владимирской, Кировской областей и республики Коми.

Прибыль в 2013 году получили только Центральная, Московско-Тверская и Северо-Западная ППК.

Ряд регионов резко повысил тарифы на перевозки. В Бурятии рост тарифов в 2014 году составил 293%, в Татарстане — 225%, в Пензенской области — 167%, в Амурской — 150%, а в Кировской — 143%. Судя по всему, так власти пытались уменьшить сумму компенсаций для РЖД.

«Рост тарифов на пригородные перевозки в этих регионах превышал как уровень инфляции, так и рост реальных доходов населения», — сказал аудитор.

В регионах, где денег у властей не хватало на компенсации перевозчикам, было за два года отменено 894 поезда. Между тем, ежегодно пассажиропоток на пригородных направлениях только увеличивался.

Досталось критики и «Аэроэкспрессу», где действуют не социальные, а коммерческие тарифы.

Несмотря на это, Росжелдор был вынужден компенсировать убытки РЖД в сумме 1,5 млрд рублей. «Получается, что тарифы на перевозку пассажиров государством не регулируются, но в то же время осуществляется субсидирование коммерчески эффективного нерегулируемого сегмента пригородных пассажирских перевозок», — высказал недоумение аудитор.

В итоге, коллегия Счетной палаты РФ приняла решение направить представления в РЖД, Росжелдор, ФСТ, а также проинформировать правительство России и Минтранс. Отчет был направлен в Госдуму и Совет Федерации.