Регионам рубят рельсы

Почти половина регионов России не продлила договоры на работу электричек

Анастасия Берсенева, Иван Комаров 03.02.2015, 23:33
Зураб Джавахадзе/ТАСС

Россия лишается пригородных поездов. Чуть больше половины регионов из 73, где есть электрички, продлили в 2015 году контракты на услуги с компаниями-перевозчиками, из них семь субъектов РФ заключили договор только на один-три месяца. В двух областях — Псковской и Вологодской — движение электричек вообще отменено. Причиной этого в РЖД называют огромный долг более чем в 36 млрд руб. Регионы не могут его заплатить, поэтому вынуждены отменять поезда.

«Ни на чем другом доехать туда нельзя»

Первым признаком кризиса стала отмена электрички до Дна. Это городок, расположенный более чем в сотне километров от Пскова. Последние две недели местные жители выбирались из Дна только на автобусах. А с 1 февраля в Псковской области были полностью отменены пригородные поезда. Регион лишился электричек вслед за Вологодской областью, где электрички отменили еще 1 января. К этим областям в ближайшее время могут присоединиться еще несколько регионов России. А еще в десятках регионов маршруты уже сокращены или будут сокращаться.

Во вторник в Пскове прошел пикет. Жители деревень и садоводы требовали вернуть электричку до Дна. Они говорили, что автобусами не перевезти рассаду весной, а осенью ведра с урожаем не поместятся между сиденьями. Да и билет на автобус дороже, чем на электрички.

Псковский активист Николай Мельков указывает, что дороги в регионе вовсе не такие прямые и ровные, как железнодорожное полотно.

«Ситуация печальная. Взамен отмененных электричек пообещали ввести автобусы. Но ситуация с дорогами у нас, мягко говоря, плохая.

Есть много деревень, куда люди добирались именно на электричках. Потому что ни на чем другом доехать туда было нельзя — ни на автобусе, ни на автомобиле. А поездка в те населенные пункты, в которые все-таки можно доехать, займет намного больше времени, чем на поезде, раза в два-три», — пояснил «Газете.Ru» Мельков.

В Вологодской области называют отмену пригородных поездов катастрофой.

«У нас в Вологодской области очень тяжелая ситуация с кризисом. Уменьшаются льготы, закрываются фельдшерско-акушерские пункты в поселках и деревнях, сокращаются районные больницы. В некоторых районных больницах ЛОР принимает и как гинеколог, и как окулист. Людям со всей области приходится ездить в больницы Вологды, — рассказала «Газете.Ru» жительница Вологодской области Лариса Трубицина. — У меня родственники живут в области, в Харовском районе, и дача там же. Летом пользуемся электричками — пока грибы, картошка. Поэтому когда на северном направлении, самом критическом, отменили последнюю электричку, я приняла это близко к сердцу. Потому что знаю этих людей, которые совсем пропадут. По другим направлениям более или менее содержатся дороги. На южном направлении больше всего пострадала Вохтога, на череповецком и западном направлении — Шеломово, это огромный дачный поселок, половина Череповца туда ездит».

Сокращения ударят также по машинистам и другим сотрудникам перевозчиков. «Освободившихся из-за сокращения машинистов переориентируют на другие маршруты, кого-то перепрофилируют. Но, конечно, если в дальнейшем маршруты будут сокращаться, придется говорить о сокращениях в пригородных пассажирских компаниях», — пояснила «Газете.Ru» сотрудник пресс-службы РЖД Оксана Быхова. Однако она добавила, что пока об этом речи не идет.

В январе 2015 года было ликвидировано более 300 маршрутов пригородных поездов. «Основные отмены коснулись Нижегородской области (35 поездов), Воронежской (16 поездов), Орловской (16 поездов), Кировской (16 поездов) областей и Пермского края (17 поездов). В Тверской области были отменены 34 поезда, в Костромской области — 3 поезда, в Самарской области — 11 поездов», — сообщила Быхова.

Процесс сокращения электричек идет уже несколько лет. В 2014 году было отменено более 550 маршрутов. А всего с 2010 года, за исключением Московского транспортного узла, снижение объема транспортной работы по регионам составило порядка 25%, уточнили в РЖД. Если что-либо кардинально не изменится, ситуация будет только ухудшаться, не скрывают в компании.

Долги тормозят поезда

В РЖД объясняют крах стабильной работы электричек огромным долгом регионов перед перевозчиком, точнее, перед «дочками» компании, созданными в 2011 году на паях с местными властями. Учитывая все затраты на железнодорожный транспорт, билет на электрички должен стоить очень дорого — сколько именно, в РЖД и ее «дочках» не смогли пояснить. Реальные тарифы устанавливают региональные власти, и указанные суммы явно ниже требований перевозчиков. По закону регионы обязаны компенсировать перевозчику разницу. Для каждого субъекта сумма разная — в зависимости от протяженности рельсов и количества маршрутов. Губернаторы не потянули новых расходов: с 2011 года только от 12 до 16 регионов ежегодно выплачивали 100% компенсации.

К осени 2014 года общая накопленная задолженность регионов перед пригородными пассажирскими компаниями составила 36 млрд руб., сообщил в интервью «Газете.Ru» глава РЖД Владимир Якунин.

Псковская область за 2014 год задолжала 51,9 млн руб., Вологодская область вообще не платила с 2011 года, говорят в пресс-службе РЖД.

«На сегодняшний день из 73 регионов компенсируют убытки, возникающие вследствие тарифного регулирования, только 10 регионов. Еще приблизительно 12 регионов компенсируют 80% убытков, и еще до 50 говорят, что могут компенсировать до 50%. Есть три региона, которые начисто «ушли в отказ», — Вологодская область, Ставропольский край и Ленинградская область. Они говорят: мы ничего компенсировать не будем — мы устанавливаем социальный тариф, а вы как хотите», — сказал Якунин.

Местные власти заявляют, что не намерены платить, потому что не понимают обоснования сумм. Например, губернатор Вологодской области Олег Кувшинников заявил, что концепция транспортного обслуживания РЖД неэффективна и противоречит интересам населения. Губернатор Новгородской области Сергей Митин сказал, что властям выгоднее купить пассажирам электричек автомобили за счет бюджета, чем платить железнодорожной компании. А председатель госкомитета Псковской области по транспорту и связи Игорь Сильченков сообщил на официальном сайте губернатора, что заявленная Северо-Западной пригородной пассажирской компанией себестоимость перевозки одного человека по железной дороге составляет 10,79 руб./пасс-км, в то время как себестоимость перевозки автобусами — 3,95 руб./пасс-км. Поэтому власти предпочли автобус. «Каждый рейс поезда Псков — Дно — Псков приносит убыток в среднем 114,7 тыс. руб., а таких рейсов делается в год 675. Итого за год более 77 млн руб. только по дновскому маршруту», — пояснил Сильченков.

В интервью «Газете.Ru» Якунин назвал поведение руководства регионов игрой, которая начинается «в силу недостаточно развитой законодательной базы и в силу довольно сложного финансово-экономического положения регионов».

Между тем в 2015 году сумма, которую регионы должны компенсировать перевозчикам, еще больше увеличилась.

Причиной стало увеличение льготного коэффициента к тарифам на услуги по использованию ж/д инфраструктуры с 0,01 до 0,25. «Компании-перевозчики будут в 25 раз больше платить за использование инфраструктуры в РЖД. Если в 2014 году выпадающие доходы по пригородным перевозкам составляли 14,7 млрд руб., то в 2015 году ожидаемые выпадающие доходы составят около 21,8 млрд руб.», — пояснила сотрудник пресс-службы РЖД Оксана Быхова.

Судя по предоставленным РЖД цифрам, регионы не ожидали увеличения счетов и заложили в бюджеты для компенсации перевозчикам суммы, сопоставимые с 2014 годом. Так, Новгородская область выделила 51,4 млн руб., но если в прошлом году это был 61% от нужной цифры, то в этом — лишь 46%, пояснили в РЖД.

В итоге власти субъектов отказываются от электричек, обещая решить проблему автобусами. Так было решено в Псковской области. В крайних случаях перевозчики «отрубают рельсы». Так было в Вологодской области. Примерно 10% отмен пригородных поездов — решение перевозчиков. Более чем из 300 отмененных маршрутов в январе решение по 270 маршрутам приняли регионы, а движение еще 40 поездов было приостановлено пригородными пассажирскими компаниями.

Поезда на месяц

Сколько будет отменено электричек в ближайшее время, станет ясно после того, как завершится период заключения договоров пригородных пассажирских компаний с регионами на обслуживание. Обычно заключается около 100 договоров с 73 регионами (некоторые электрички соединяют разные области). Однако в этом году было заключено только 58 договоров с 47 субъектами РФ, пояснила сотрудница пресс-службы РЖД.

Причем некоторые регионы решили продлить работу электричек только на один-три месяца. Это Костромская, Ярославская, Саратовская, Челябинская, Кемеровская области и Алтайский край.

Шесть регионов заключили договора на полгода. Покататься в электричках еще шесть месяцев смогут жители Владимирской, Ивановской, Новосибирской, Архангельской, Курганской областей и Республики Башкортостан.

«На сегодня не заключены договоры со следующими субъектами: Удмуртская Республика, Республика Бурятия, Саратовская область, Ульяновская область, Воронежская область, Забайкальский край, Новгородская область, Белгородская область, Кировская область (с ОАО «Северная ППК»), Ростовская область и другими, — пояснила пресс-служба РЖД. — Работа по согласованию объемов транспортной работы и подписанию договоров между субъектами РФ и ППК продолжается».

Не надо гонять шесть вагонов

Депутат Госдумы от Вологодской области Сергей Каргинов намерен разобраться в ситуации. «Я выходил на Счетную палату, мы поднимали информацию. В самое ближайшее время буду выходить на заместителя главы РЖД и на управляющую компанию. А уже на следующей неделе встречаюсь с губернатором, и мы также будем обсуждать ситуацию с электричками, — сообщил «Газете.Ru» парламентарий, негативно расценивающий отмену поездов. — Я еще не до конца разобрался в тарифах, которые установлены в Вологодской области. Но складываются эти тарифы из многих факторов. Во-первых, из имущества, которое передается в эту компанию, обслуживающую региональные перевозки. Зачастую РЖД туда сбрасывали все неликвидные активы. Соответственно, основные фонды вырастали, амортизация вырастала, и исходя из этого увеличивался тариф.

Во-вторых, полное отсутствие логистики в транспортных перевозках. То есть, к примеру, нет потребности гонять пять-шесть вагонов, а достаточно двух-трех. Однако перевозчик подцепляет и везет шесть вагонов.

Это тоже сказывается. Затем, есть специальный поезд, который перевозит сотрудников компании. И он идет до границы Вологодской области, там все выходят, и затем он идет обратно пустым, пассажиров не берет. Хотя это мог быть дополнительный доход».

В правительстве также ищут выход из ситуации. Премьер-министр Дмитрий Медведев пояснил в конце января, что эту проблему будут решать в том числе за счет выделения регионам дополнительных средств.

«В том числе нам придется, вполне вероятно, какие-то дополнительные деньги давать регионам и принять некоторые налоговые решения», — цитирует «Интерфакс» Медведева.

А у главы РЖД есть свой вариант. Он рассказал в интервью «Газете.Ru», что встречался с губернаторами и предложил им согласиться на компенсацию задолженности. «Я сказал: если вы начинаете компенсировать текущую задолженность, то мы готовы реструктуризировать долг, который накоплен и формально подтвержден, хоть на 20 лет. Потому что мне важно, что начинается погашение, и тогда мы высвобождаем резервы. Многие губернаторы это воспринимают, со многими мы договариваемся. Есть общее желание не допустить радикального сокращения. Оно произошло по факту. Я думаю, что на ближайший период надо ожидать падения, но я думаю, что в центральном регионе, где огромный пассажиропоток, этого не должно произойти», — сказал Якунин.

Однако, как рассказали в пресс-службе РЖД, в настоящее время только 12 регионов из 64 подписали соглашения об урегулировании задолженности. Это Тамбовская, Кировская, Нижегородская, Курганская, Волгоградская, Свердловская, Челябинская области, Мордовия, Башкирия, Карелия, ХМАО. 10 регионов сообщили, что обдумывают ответ, а 56 субъектов РФ отказались подписывать проекты по погашению задолженности.

По сведениям «Газеты.Ru», сейчас прорабатывается еще одна идея, связанная с НДС. Однако пойдет ли правительство в условиях кризиса на налоговые льготы — большой вопрос.