Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

Лечить по-русски

Правительство готово ввести запрет на закупку импортного медоборудования для госнужд

Ирина Резник 20.03.2014, 19:58
iStockPhoto

Правительство хочет запретить госклиникам закупать импортное медоборудование и расходные материалы — для «защиты внутреннего рынка» и «обеспечения национальной безопасности». Новые правила с указанием перечня таких изделий (от салфетки до томографа) могут вступить в действие уже с 1 апреля. Эксперты считают, что столь радикальные меры приведут к дефициту самого необходимого.

Российским медучреждениям могут запретить закупать импортное оборудование и расходные материалы, за исключением произведенных в Белоруссии и Казахстане. Проект постановления правительства РФ с говорящим названием «Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях защиты внутреннего рынка РФ» подготовлен Минпромторгом «в целях защиты внутреннего рынка». По мнению авторов идеи, такой запрет должен «обеспечить национальную безопасность России» путем создания «условий для долгосрочного развития и формирования конкурентных преимуществ российских компаний на внутреннем рынке».

В случае принятия документа уже с 1 апреля 2014 года в госучреждения не будет допущено ни одного изделия (от салфетки до томографа), произведенного за пределами Таможенного союза, из приложенного к проекту постановления внушительного перечня.

А также если «процентная доля стоимости используемых материалов (иностранных товаров), использованных при изготовлении медицинских изделий» составит более 50% в цене конечной продукции.

Еще одно приложение отражает ожидаемые показатели экономического эффекта. По расчетам Минпромторга, объем производства отечественных медицинских изделий за счет предлагаемых мер вырастет в денежном выражении с 19,4 млрд руб. в 2014 году до 78,8 млрд руб. в 2020 году, а его доля в ВВП — с 0,01 до 0,03%. Налоги, согласно ожиданиям, также вырастут втрое: с 3,4 млрд до 13,8 млрд руб. «Принятие проекта постановления имеет прямой экономический эффект, — говорится в пояснительной записке к документу. — Приобретение медицинских изделий, произведенных на территории РФ с соблюдением требований адвалорной доли, обеспечит существенное увеличение налогооблагаемой базы как в самой отрасли производства медицинских изделий, так и в смежных отраслях, являющихся поставщиками материалов, компонентов и комплектующих».

При этом никаких данных о потребности российского здравоохранения в попавших в перечень медицинских изделиях и оборудовании и соответствующих этому возможностях отечественной промышленности Минпромторг не представил.

Впрочем, в самом ведомстве уверяют, что дефицита шприцев и стоматологических установок в стране не будет. «Выходя на такой уровень, министерство проводит все согласования для того, чтобы выверить перечень. Все потребности, которые есть, были учтены. Так же как и многие другие нюансы и вся имеющаяся информация от производителей», — заявила «Газете.Ru» руководитель пресс-службы Минпромторга Ольга Болотникова.

Подобные меры уже не первый год лоббирует Союз ассоциаций и предприятий медицинской промышленности России.

«Создаваемые в рамках ФЦП медицинские изделия, несмотря на современное качество, с трудом пробиваются на российский рынок,

— писал в обращении к Дмитрию Медведеву председатель совета Юрий Калинин. — Наличие российских аналогов не останавливает рост закупок импортных медицинских изделий. С принятием постановления не только не произойдет снижения доступности медицинской помощи, но и будет стимулироваться замена прямого импорта на аналогичную локальную продукцию».

В конце 2012 года правительство дало поручение разработать проект постановления «Об особенностях осуществления закупок медицинских изделий для государственных и муниципальных нужд». В том документе речь шла не о запрете импортных товаров, а об ограничениях при допуске к государственным и муниципальным закупкам, а также о заключении локализационных соглашений с иностранными производителями о переносе их производственных мощностей на территорию России.

Но даже в таком виде проект постановления был встречен без восторга, и попытки Минпромторга согласовать его в 2013 году успеха не имели. Однако в марте 2014-го, на волне украинских событий, идею успешно реанимировали и даже пошли дальше.

По мнению д.э.н., декана Международного университета в Москве Ирины Рукиной, последние события и реальная угроза экономических санкций показали, что Россия должна быть готова к собственному производству. Но развивать его надо, предоставляя российскому производителю налоговые преференции и убирая бюрократические барьеры.

«Сама идея импортозамещения — правильная, но реализуется она грубо и неадекватно,

— считает эксперт. — Такие решения требуют большого подготовительного периода, в течение которого должен быть проведен полный мониторинг всех закупок на нужды здравоохранения, дана экспертная оценка возможностей отечественного производства. Если бы это было сделано, то в постановлении было бы написано, что все попавшие в перечень товары производятся в России в достаточном объеме для обеспечения нужд здравоохранения. А так это просто наш ответ Чемберлену».

Согласны с этим и правозащитники. По мнению президента Лиги защиты прав пациентов Александра Саверского, предлагая столь революционные меры, Минпромторг должен гарантировать российским гражданам, что они будут обеспечены в полном объеме всем необходимым медоборудованием отечественного производства.

«Озаботившийся российским производителем Минпромторг почему-то не беспокоится об отечественном пациенте, рискующем остаться без медицинской помощи,

— отмечает эксперт. — Мы уже устали объясняться по этому поводу. А кроме того, у нас в этой сфере существует рынок. И сейчас Минпромторг режет на корню все нормы антимонопольного регулирования, направленные на улучшение конкурентной среды. Я сторонник отечественных производителей, но, если будет убрана конкуренция, они превратятся в монополистов и станут диктовать Минздраву, что и почем покупать».

В Ассоциации международных производителей медицинских изделий IMEDA считают, что «приоритетом при рассмотрении мер, необходимых для ускорения развития российской медицинской промышленности, должны оставаться интересы российских пациентов и медицинских работников, которым от российской промышленности нужны современные, качественные и безопасные медицинские изделия. При этом нужды российского здравоохранения должны определяться профильным ведомством совместно с медицинским сообществом, так как только они, а никак не Минпромторг, могут определить, какие технологии отвечают задачам сегодняшнего дня, а какие станут тормозом развития отечественной медицины. Как отмечается в заявлении IMEDA, крайне опасным является то, что в некоторых видах включенных в перечень изделий существует лишь один или два российских товара. «В этом случае потребители могут оказаться в ситуации, когда отсутствует реальный выбор и здоровая конкуренция. Следствием этого станет снижение качества и повышение цен».