Отличники по мольбе и религиозной подготовке

В школы отправлены учебники по духовно-нравственному воспитанию

Полина Никольская 23.03.2010, 16:52
ИТАР-ТАСС

В школы России отправлены учебники по духовно-нравственному воспитанию. Теперь в исправленных пособиях по исламу нет татарского праздника Сабантуй, а для учебника диакона Кураева написали специальную методичку. Учителя должны изучить все материалы за неделю. Проводившие экспертизу пособий академики РАН назвали их «слишком миссионерскими», «сугубо религиозными» и не подходящими для школьников светского государства.

На прошлой неделе издательство «Просвещение» отправило в регионы первые партии учебников по новому курсу «Основы мировых религиозных культур и светской этики», в рамках которого школьники с 1 апреля начнут изучать основы православной, исламской, иудейской, буддийской культур, светской этики и истории мировых религий — один модуль на выбор. «Учебники отправлены в регионы в конце прошлой недели. Отправлены машинами. Только на Камчатку самолетом», — сказал «Газете.Ru» генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков. Из 300 тысяч экземпляров 125 тысяч — пособия по светской этике, 80 тысяч — по основам православной культуры, 60 тысяч — по истории мировых религий, 40 тысяч — по исламской, 14 тысяч — по буддийской и 12 тысяч — по иудейской культуре.

В 19 регионах, где будет проходить эксперимент, «Газете.Ru» рассказали, что пособия ждут давно: для начала работы им не хватает только учебников. «Все цифры давно согласованы, госконтракт с Министерством образования на учебники заключен», — говорит главный специалист департамента образования и науки Костромской области Инна Шевелева. В Тамбовской области уточнили, что пособия обещали прислать к 25 марта. А в ряде других регионов надеются, что учебники дойдут хотя бы к 30-му числу.

В регионах отмечают, что с доставкой пособий Минобрнауки припозднилось.

Так, в Камчатском крае «Газете.Ru» сообщили, что просили чиновников и издательство «Просвещение» доставить им учебники не позднее 20 числа. «Но, даже если пособия дойдут к этому сроку, мы просто можем не успеть доставить их в школы», — пояснила главный специалист отдела региональной политики и образовательных программ камчатского минобрнауки Наталья Арсюткина.

Дело в том, что большинство районов, куда необходимо доставить пособия, на Камчатке имеют статус труднодоступных. Наземным транспортом, по словам собеседницы, добраться можно только до нескольких территорий — до города Вилючинска, районов Елизовский, Усть-Камчатский, Мильковский, Быстренский. Дорога же до остальных школ может занимать неделю. «Оттуда сначала надо лететь на вертолете, потом на самолете, которые летают один-два раза в неделю, а то и в две. Главное, чтобы была погода. Сейчас еще между некоторыми школами можно передвигаться на снегоходах, но, когда все начнет таять, возможны будут только вертолеты», — поясняет специалист. Всего на Камчатке в эксперименте участвуют 72 школы из 14 муниципальных образований.

Новый предмет в школьную программу вообще вводится в спешке, говорят участники эксперимента. Напомним, о появлении в школах духовно-нравственного воспитания в конце июля прошлого года заявил президент страны Дмитрий Медведев. Фактически на подготовку, то есть написание новых учебников, их печать, проработку методичек, подготовку учителей, у чиновников было всего восемь месяцев. В итоге специалисты, работающие над курсом на каждом этапе, один за другим признавались: времени им не хватает.

Тираж учебников был напечатан только в середине марта. К этому времени в регионах уже началась подготовка учителей к новому курсу: разработанная Минобрнаукой система не предполагает знакомство с учебником перед началом курса.

В итоге напечатанную книгу многие преподаватели смогут прочесть целиком только перед занятиями.

Система подготовки преподавателей состояла из двух уровней. Сначала регионы присылали учителей в Москву, в Академию повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Там более тысячи учителей получили сертификаты тренеров-преподавателей и могли уже сами готовить учителей для духовно-нравственного воспитания в своих регионах. Курс для преподавателей-тренеров и непосредственно учителей длился одинаково, 72 часа, как говорят сами преподаватели, в напряженном ритме — 8 дней по 9 часов. В основном, по словам директора центра развития федерально-региональной системы повышения квалификации Ольги Крутовой, в Москву приехали учителя гуманитарных специальностей — истории, русского языка и литературы, иностранных языков, а также муниципальные работники. Об учебниках тренерам рассказывали непосредственно авторы и редакторы. «Сам учебник нам не показывали, только отдельные выдержки из него. Например, цитаты из священных писаний, которые можно использовать», — рассказывает ведущий специалист отдела нормативно-правового регулирования и кадровой политики главного управления образования Курской области Елена Корнеевец, сама проходившая обучение в Москве.

Методички по шести модулям в академии стали готовить только после публикации учебников. По словам Крутовой, сильно переделывать их по сравнению со старыми материалами не придется. «Все учебники соответствовали утвержденному министерством плану. Только учебник диакона Андрея Кураева по основам православной культуры по структуре выбивался из общего ряда. Учебник Людмилы Шевченко, который предполагалось использовать изначально, плану соответствовал больше», — отметила Крутова.

По словам Кондакова, все пособия прошли три экспертизы — конфессиональную, психолого-педагогическую и научную. «Последняя проверяла пособия на соответствие современным научным знаниям. Экспертные заключения по каждому пособию позволили нам существенно повысить качество изданий. Было много неточностей, связанных с терминологией, иллюстрациями», — рассказал гендиректор издательства.

Сами ученые предоставленными пособиями остались недовольны.

Как рассказал «Газете.Ru» один из экспертов, замдиректора Института философии РАН Андрей Смирнов, специалисты рекомендовали издательству переписать все учебники, кроме пособия по модулю «Основы истории мировых религий».

Первая претензия эксперта к пособиям — несоответствие названия курса его содержанию. «Отсутствует архитектоника курса, ключевые понятия не проработаны. Никак не объяснены понятия «религиозная культура» и «светская этика». Понятие «религиозная культура» подменяется понятием «религия», а оно, в свою очередь, определенной доктринальной трактовкой», — говорит Смирнов. По его словам, в пособиях авторы должны были объяснить, что такое культура, возникшая на основе той или иной религии. В результате же, рассказывает специалист, «учебник грубо навязывает трактовки какой-то религии». «Это сугубо религиозный учебник, не допустимый в светском государстве. И это не удивительно, ведь по четырем модулям учебники писали представители определенных конфессий, на этапе подготовки текста научные работники не привлекались», — резюмирует Смирнов.

Ученый отметил также, что авторы описывали не особенности религии в целом, а ее особенности в России, «то есть описывали ту трактовку, которую придерживаются сами». «Из-за этого, в частности, пособия изобилуют ошибками. Например, среди мусульманских праздников был перечислен башкирский и татарский народный праздник Сабантуй», — говорит Смирнов, редактировавший учебник по основам исламской культуры. Вызвавшее наименьшее нарекание пособие по истории религий, по словам эксперта, «излишне христианоцентрично»:

«Все религии рассматриваются в нем через призму христианства. И вообще христианства там в два раза больше, чем остальных религий».

Смирнов отметил, что в целом курс призывает «придерживаться традиционности во всем». «Такое впечатление, что авторы говорят нам ничего не делать, кроме как молиться. Очень много подробных описаний религиозных обрядов, что для понятия «культуры» не вполне уместно», — говорит ученый. При этом Смирнов отметил, что к изданию «Просвещение» претензий у него нет: «Оно сделало все, чтобы улучшить изначальный текст».

Старший научный сотрудник Института философии РАН Ольга Зубец, которая давала оценку пособию по основам светской этики (согласно опросам, его выбрали подавляющее количество семей), также не рекомендовала учебник к публикации. «Он ничего не имеет общего с этикой как областью философии и создает превратный образ морали. Это учебник о превращении личности в исполнителя общественных норм, ориентирующий детей на послушание и подчинение чуть ли не государству», — говорит Зубец.

«На иллюстрациях там космонавты, военные, спортсмены — люди, достигшие чего-то в своей профессии. Но моральные образцы — это совсем другое: Альберт Швейцер, мать Тереза. А на обложке нарисованы четыре ребенка с явными этническими признаками. Но ни этика, ни мировые религии не связаны с этносом», — говорит она. По мнению Зубец, курс светской этики создавался «для иллюзии политкорректности» в качестве «придатка к миссионерским учебникам». «Неприемлемо как название, так и само присутствие данного раздела в предлагаемом курсе», — говорит ученый. Зубец напомнила также, что у этого пособия нет автора: работающие над ним ученые в итоге отказались дописывать учебник. К печати на основе сданных материалов его готовили редакторы. «С самого начала роль специалистов была сведена к минимуму. Мне обидно, что родители увидят этот безответственно и скоропалительно созданный учебник, ужаснутся и больше не выберут этику для изучения», — подытожила Зубец.