В среду в послании Федеральному собранию президент Дмитрий Медведев заявил о серьезных проблемах в сфере образования — как вузовского, так и школьного. «Несмотря на некоторые позитивные сдвиги, положение дел в образовании оставляет желать лучшего. Надо прямо сказать, с передовых позиций мы уже откатились», — признал президент и сразу же объявил, что намерен вернуть страну на эти позиции. «Стратегия развития российского образования в целом скоро будет утверждена правительством. Ее реализация продолжится как в рамках национального проекта, так и с опорой на недавно принятое законодательство», — заявил глава государства.
В Министерстве образования и науки с президентом согласны и говорят, что новая программа уже разработана и вот-вот начнет претворяться в жизнь. «Новая стратегия развития образования будет утверждена в ближайшее время, она неоднократно обсуждалась и в министерстве, и в Думе», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе Минобрнауки.
Однако эксперты в области образования заявляют, что стратегия до сих пор не прописана и ее «никто не видел в глаза».
«В стратегии «Россия-2020» есть некоторые пункты, касающиеся образования. Но это общий документ, который серьезно обсуждался в Госдуме. А что касается стратегии развития образования, то такого документа никто из образовательного сообщества не видел. Может быть, он и лежит где-то в сейфе у Фурсенко (министр образования Андрей Фурсенко — «Газета.Ru»), но широкого обсуждения не было», — заявил «Газете.Ru» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков.
Однако эксперт предположил, какие направления развития системы образования могут быть избраны в качестве приоритетных. Это мораторий на всякого рода эксперименты над учащимися и студентами (Комков не стал скрывать, что имеет в виду прежде всего ЕГЭ), использование собственной научно-технической базы и, наконец, увеличение финансирования образовательных нужд.
«Россия тратит на образование 3,5% ВВП, а, например, Европа — 7–8%», — привел пример эксперт.
По мнению Комкова, деньги в бюджете есть, их просто «тратят на образование с большой опаской». «Но вложение в интеллект никогда не приводило к инфляции», — философски отметил президент Всероссийского фонда образования.
Бюджетные деньги тратиться на образование будут, дал понять в своем послании президент Медведев. В первую очередь это касается школ.
От расплывчатой стратегии «развития образования в целом» Медведев перешел к другой образовательной инициативе под названием «Наша новая школа». Об этом проекте он говорил более конкретно. Президент предложил реформировать современную школу в пяти направлениях: обновить учебники и методики преподавания, поддерживать талантливых детей, повышать оплату и престиж профессии учителя, изменить внешний облик школ, переоборудовать классы и уделять особое внимание здоровью школьников.
По словам источника «Газеты.Ru» в Минобразования, президент уже обсуждал инициативу школьной реформы с представителями министерства, но пока она находится лишь в начальной стадии разработки. Официально в Министерстве образования комментировать слова Медведева отказались, добавив, что «информация появится, когда эту инициативу обсудят в министерстве и будут предложены какие-то конкретные возможности для ее развития».
«Для экспертов инициатива «Наша новая школа» — загадка, мы все слышим о ней впервые. Видимо, она возникла где-то в кулуарах, в тиши кабинетов. Возможно, непосредственно в процессе подготовки послания», — заявил Комков. Другой эксперт, Ростислав Тихонов, возглавляющий Союз директоров средних специальных учебных заведений России, в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» признался, что тоже не участвовал в обсуждении будущего проекта, но заявил, что инициативу одобряет.
Тихонов сказал, что поддерживает идею президента переоборудовать здания школ и оснастить классы современной техникой. Начать он предложил со столовых и спортивных залов. «Архитектурные решения в школах анахроничны и требуют обновления. В первую очередь это касается блока питания и помещений для занятий физкультурой», — сказал Тихонов. Также он отметил, что очень важно оснастить классы современной аудио- и видеотехникой, не говоря уже о компьютерах.
К тому же, считает эксперт, необходимо обновить и собственно архитектурный проект типовой школы. «Но на это уйдут годы», — тут же добавил глава союза директоров.
«Пока все, что сказал президент, является пожеланием — «вот то, что я хочу сделать». Посмотрим, как эти пожелания будут реализовываться», — резюмировал Тихонов. Президент Всероссийского фонда образования настроен довольно пессимистично. «Эти слова (о реформе образования — «Газета.Ru») звучат с кремлевской трибуны каждый раз, в каждом президентском послании. А продолжается не сохранение, а разрушение образовательной системы», — заявил Комков.