The Guardian: ученые из ЦЕРН не хотят указывать коллег из России в работах по коллайдеру

Газета The Guardian сообщает, что в Европейской организации по ядерным исследованиям (ЦЕРН) возникли разногласия из-за того, что некоторые ученые не хотят указывать российских коллег в качестве соавторов своих научных работ.

Издание отмечает, что за каждый год выпускается много статей об экспериментах на Большом адронном коллайдере, однако после марта 2022 года не вышло ни одной работы. Это связано с тем, что специалисты ЦЕРН не знают, как указывать авторство российских и белорусских ученых, которых в коллективе около 7%, и стоит ли это делать вообще.

ЦЕРН принял компромиссное решение и пока не публикует уже написанные работы. При этом статьи по-прежнему пишутся и отправляются на рецензирование. По информации газеты, сейчас в таком состоянии находятся 70 статей. Их предварительные версии есть на сервере arXiv, но авторы и организации, финансирующие исследования, в них не значатся.

28 ноября 2022 года в ЦЕРН остановили работу Большого адронного коллайдера. Это было сделано за две недели до изначально выбранной даты с целью экономии энергии из-за риска нехватки.

Большой адронный коллайдер — это ускоритель заряженных частиц, протонов и тяжелых ионов. Он создан для проведения экспериментов в области физики высоких энергий, обнаружения новых элементарных частиц и новых видов взаимодействия. Это самый мощный ускоритель в мире с энергией соударения 6,5 ТэВ и энергопотреблением 180 МВт. Он потребляет около 10 % от общего годового энергопотребления кантона Женева.