Российские ученые создали анализатор чистоты воды с помощью бактериальных клеток

Ученые разработали сенсор для анализа чистоты воды на основе бактериальных клеток. Статья об этом опубликована в World Journal of Microbiology and Biotechnology.

В состав многих стиральных порошков входит додецилсульфат натрия (SDS). Это высокоактивное чистящее средство, которое, помимо прочего, способно разрушать оболочку вирусных частиц, и потому его применяют и в антисептиках. Спрос на бытовую химию и том числе SDS растет, что заставило ученых задуматься о влиянии этого вещества на природу. При попадании с водой в организм человека или животного, SDS может вызвать отравление, ослабить иммунитет или поспособствовать развитию опухолей. По нормам, доля этого вещества в питьевой воде не должна превышать 0,5 мг/л.

Ученые из Института биохимии и физиологии растений и микроорганизмов РАН и их коллеги из других институтов создали биосенсор для определения содержания SDS в воде на основе бактерий Herbaspirillum lusitanum. Эти микроорганизмы используют додецилсульфат натрия в качестве единственного источника углерода — необходимого для их жизнедеятельности макроэлемента. С помощью мембраны микроорганизмы способны воспринимать различные химические и физические сигналы, например, о том, сколько питательных компонентов находится в среде, какая температура вокруг и есть ли поблизости угрозы. Оказалось, что добавление всего 0,01 мг/л SDS снижало электрические сигналы на поверхности бактерий на 14% по сравнению с исходным значением, и дальнейший рост концентрации реагента еще более увеличивал разницу. Такой эффект объясняется тем, что SDS связывается с клеточной оболочкой и изменяет ее заряд.

Разработанный биосенсор на основе бактериальных клеток определить содержание SDS в воде с точностью до 0,01 мг/л, что ниже разрешенного к употреблению порога. Такой метод позволит отказаться от использования дорогостоящего оборудования для этой задачи, что упростит санитарный мониторинг.

Ранее эволюционные биологи доказали, что бабочки отращивают хвосты для отвлечения хищников.