Вечная жизнь за решением задач

Как замедлить старение организма и продлить жизнь

Можно ли поместить сознание человека в пробирку, когда станет возможным создание аватара для людей и почему потенциально возможное бессмертие — не самый привлекательный сценарий человеческой жизни, рассказывает отдел науки «Газеты.Ru».

Как утверждают ученые, в наше время не существует никаких эликсиров долголетия, методов трансгенной инженерии или волшебных источников, которые подарили бы нам вечную или хотя бы очень долгую жизнь. Такое пока находится за гранью реальности для современной науки. Впрочем, исследования долголетия активно ведутся — ученые анализируют как внешние факторы, которые могут влиять на продолжительность жизни, так и внутренние, генетические факторы, на которые люди повлиять не могут.

Витамин D — друг или враг

По мнению медиков, нельзя выделить какой-то один изолированный фактор, обеспечивающий продление жизни, — возможность дожить до преклонного возраста дается нам целой совокупностью составляющих.

В настоящее время спорным элементом в разговоре о долголетии является витамин D. Мнения ученых о вреде и пользе этого витамина кардинально расходятся в разных исследованиях.

Многие исследования показали, что

низкий уровень витамина D в организме связан с повышенным риском смерти от болезней сердца, рака, диабета, а также влечет за собой возникновение аллергии, психических заболеваний и прочих негативных последствий.

Исследователи из Университета Восточной Финляндии, к примеру, выявили, что низкий уровень витамина D в сыворотке крови увеличивает фактор риска развития пневмонии в 2,5 раза. Результаты этой работы были опубликованы в The Journal of Epidemiology and Community Health. А Американская ассоциация сердца сообщила о том, что пациенты с низким уровнем витамина D чаще подвержены инсульту и гораздо хуже восстанавливаются после него, чем люди с нормальным уровнем витамина D.

Согласно другой точке зрения, низкий уровень витамина D, наоборот, способствует продлению жизни — статья с подобными выводами была опубликована в журнале Canadian Medical Association Journal. Для определения взаимосвязи уровня витамина D с долголетием голландские исследователи сравнили данные 380 семей, в которых как минимум два родственника (братья и сестры) дожили до девяностолетнего возраста. Исследование включило выбранных испытуемых, их потомков (1038 человек) и их партнеров, которые находились в той же возрастной группе и подвергались воздействию схожих факторов окружающей среды.

Ученые измерили уровень витамина D и проанализировали, как часто в ДНК испытуемых встречается распространенный вариант гена CYP2R1, который также связан с более высоким уровнем витамина в организме. Результаты показали, что

уровень витамина D в организмах братьев и сестер, а также их потомков низкий, так же как и частота повторений гена CYP2R1.

У партнеров потомков таких закономерностей не наблюдалось.

Данные результаты ставят под сомнение более ранние исследования, связывающие низкий уровень витамина D со смертностью и возрастными заболеваниями.

Существует и еще одна точка зрения, сторонники которой утверждают: для человеческого организма вредно иметь и низкий, и высокий уровень витамина D. Ученые из Копенгагенского университета показывают, что существует связь между высоким уровнем этого витамина и смертью от сердечно-сосудистых заболеваний. Как пишут исследователи — вред высокого уровня витамина D не был выявлен ранее, и это стало настоящим открытием для ученых. Результаты работы были опубликованы в The Journal of Endocrinology and Metabolism.

Как замедлить старение

Если на уровень витамина D в организме мы повлиять можем — хотя то, каким он должен быть, все-таки остается неясным, — существуют и другие поддающиеся контролю факторы, влияющие на продолжительность жизни. Международная группа ученых проанализировала состояние здоровья 954 жителей новозеландского города Данидин, появившихся на свет в 1972–1973 годы. Работа велась в течение 12 лет — в тот период времени, когда возраст участников исследования составлял 26–38 лет.

Ученые выделили 18 биологических характеристик, по которым можно определить биологический возраст человека и скорость старения. Сюда вошли такие показатели, как

уровень холестерина, скорость обмена веществ, артериальное давление, состояние иммунной системы, функционирование жизненно важных органов и другие.

Данные характеристики замерялись у участников в возрасте 26 лет и позже — в середине и конце исследования (32 года, 38 лет). Кроме того, были проведены и генетические исследования: ученые измерили длину теломеров у испытуемых. Теломеры — это концевые участки хромосом, которые укорачиваются при каждом делении клетки. Этот феномен носит название «концевая недорепликация» и является одним из важнейших факторов биологического старения организма.

В результате работы ученые установили: на момент достижения испытуемыми возраста 38 лет их биологический возраст варьировался от 28 лет до 61 года. Кроме того, анализ биомаркеров старения показал, что организм некоторых людей стареет с утроенной скоростью, «преодолевая» три года за двенадцать месяцев. У некоторых участников исследования скорость старения, наоборот, была замедлена, и их биологические часы отмеряли год за 16,5 календарного месяца.

Авторы исследования пришли к выводу:

скорость старения зависит в первую очередь не от наследственности (вклад генетики составляет лишь 20%), а от внешних факторов.

Исследователи также заявляют, что биологический возраст можно контролировать при помощи занятий спортом, правильного питания, регулярных медицинских обследований и отказа от курения. Несмотря на то что польза всего перечисленного давно и хорошо известна, многие люди по-прежнему не уделяют здоровому образу жизни должного внимания. Между тем соблюдение рекомендаций способно существенно продлить человеческую жизнь. Подробнее с выводами ученых можно ознакомиться в журнале PNAS.

Секреты «голубой зоны»

В разных странах и культурах существует множество традиций и секретов сохранения здоровья и долголетия, благодаря которым люди доживают до 100 и более лет.

Интересное исследование, рассказывающее об особенностях образа жизни долгожителей в нескольких уголках нашей планеты, провел Дэн Бюттнер — путешественник, исследователь и писатель. Свои результаты, обработанные совместно с американским Национальным институтом старения, он опубликовал в книге «Правила долголетия. Результаты крупнейшего исследования долгожителей».

В своей книге Бюттнер повествует о четырех «голубых зонах», находящихся на островах Японии, Италии, полуострове на Коста-Рике и в небольшом городке США. «Голубой зоной» автор называет район, где средняя продолжительность жизни людей выше, чем обычно, а до векового юбилея люди там доживают примерно в три раза чаще. Объединяя полученные с разных концов света «рецепты» долголетия, можно выделить несколько закономерных для всех мест советов. Долгожители «голубых зон» советуют

включать в рацион побольше растительной пищи, уделять время труду и спортивным нагрузкам, иметь крепкие связи с семьей, проводить время с друзьями, почаще бывать на солнце и не есть плотно на ночь.

Немного о будущем

На тему того, как люди будущего справятся с проблемой старения, фантазировали многие писатели и режиссеры. Впрочем, ученые тоже иногда делают прогнозы на будущее: Елена Милова, координатор российской группы Международного альянса за продление жизни, поделилась с отделом науки «Газеты.Ru» своими размышлениями на эту тему.

«Когда и как человечество справится с проблемой старения? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо принять во внимание два фактора.

Во-первых, современная наука хорошо продвинулась в понимании механизмов старения — достаточно хорошо, чтобы в экспериментах на млекопитающих удавалось продлить их жизнь более чем в два раза.

Не выявлено никаких условий, которые бы препятствовали переносу данных технологий на человека и постепенному повышению их эффективности, вплоть до достижения пренебрежимого старения, когда все функции организма сохраняются на оптимальном уровне неограниченное время. Пренебрежимое старение — это возможность жить сколько угодно в молодом теле и с ясным умом.

Во-вторых, нужно помнить о NBIC-конвергенции, то есть об ускоряющемся взаимовлиянии различных областей науки и технологий. За счет этого влияния в развитии медицинских технологий могут наблюдаться неожиданные на первый взгляд рывки, связанные с обнаружением принципиально нового технического решения, нового подхода, с ускоренным удешевлением и ускоренным распространением технологии.

Приведу простой пример. 15 лет назад секвенирование одного генома стоило $100 млн. В 2010 году — уже $50 тыс., а в конце 2015 года цена за секвенирование опустилась до $300–500 и продолжает снижаться. Падение стоимости секвенирования до уровня $50 автоматически приведет к повсеместному использованию данных генетического исследования при принятии любых решений в области заботы о здоровье, от подбора индивидуализированной диеты, физической нагрузки до выявления индивидуально эффективных и неэффективных лекарств. В свою очередь

персонализированный подход значительно повышает результативность профилактики и лечения, что окажет прямое влияние на уровень здоровья и продолжительность жизни.

Если это удешевление произойдет в ближайшие два-три года, то уже через 10 лет средняя продолжительность жизни в России существенно возрастет благодаря одному только этому фактору.

Технологии, которые существуют сегодня в лабораториях, еще не обеспечивают отмены старения. Даже если все они будут внедрены в клиническую практику, это может привести к увеличению средней продолжительности жизни людей на 20–30 лет. Однако, поскольку цель — пренебрежимое старение — уже поставлена, множество научных коллективов по всему миру ведет исследования, которые могут уже в ближайшие 10–20 лет привести к созданию всего комплекса необходимых технологий».

Протезы и трехмерная печать

Определенные шаги на пути к достижению пренебрежимого старения уже сделаны: врачи научились создавать бионические протезы и экзоскелеты, которые помогают людям восстанавливать двигательные функции организма. Кроме того, ученые уже могут печатать на 3D-принтере донорские органы. В качестве «чернил» используются клетки самого человека. Правда, сейчас

такие органы не могут получить полноценного применения в медицинской практике — в лабораторных условиях клеточный иммунитет восстановить пока не удается.

А вот бионические протезы и экзоскелеты используются по полной программе. Бионический протез — это протез, управление которым осуществляется при помощи «перевода» нейронных сигналов в команды, понятные для механической руки или ноги. Летом 2015 года ученые создали протез ноги, способный чувствовать поверхность, по которой человек идет, так же, как настоящая нога: сенсоры считывают информацию о поверхности почвы, эта информация передается нервным окончанием ноги, а затем — в головной мозг. В 2015 году было объявлено и еще об одном успехе: врачам удалось создать систему, способную передавать сигналы от мозга к конечностям «в обход» поврежденных нейронных связей, тем самым вернув парализованному пациенту способность ходить.

Сознание в пробирке

Дополнить тело человека механическими частями или даже полностью заменить его на машину — это всего лишь полдела, считает доктор философских наук Давид Дубровский, главный научный сотрудник Института философии РАН. «Сегодня мы можем протезировать почти все — конечности, внутренние органы. Но где граница? Теоретически можно заменить всего человека. Но человек — это самоорганизующаяся система. Главная задача — это создание самоорганизующейся системы на небиологическом субстрате», — комментирует ученый.

Существует теория, согласно которой сознание можно перенести в искусственный мозг методом квантовых телепортаций, — речь идет о создании искусственного человеческого тела и

о переносе сознания и психики человека на небиологический субстрат. В России даже есть проект — «Россия-2045», — который занимается созданием такого аватара для человека будущего.

Впрочем, не все ученые считают такую перспективу заманчивой. Доктор философских наук, сотрудник Института философии РАН Павел Тищенко рассказал отделу науки: «Я думаю, что самая главная проблема, связанная с аватаром, — искусственно можно создать человека, имея некую теоретическую модель человека. Но как раз создание модели человека — по крайней мере, в настоящее время — от человека ничего человеческого не оставляет. По большому счету, любое моделирование прекрасно, если имеется в виду протезирование. Но когда доходит до человеческих характеристик — мораль, интеллект, разум, чувственность, — то, я считаю, модель — слишком слабое отображение того, что есть на самом деле. Поэтому ожидать, что будет создано совсем искусственное человеческое существо, — мне кажется, это преждевременно.

Я думаю, что за этим стоит естественное желание человека не умирать и как-то продолжиться. Но, с другой стороны, всегда можно это желание эксплуатировать — и собирать ресурсы под это дело. Пока это имажитивная конструкция, но она очень деловая. Поэтому здесь задействован бизнес. Нужно иметь в виду, что,

когда кто-то продает товар, он переоценивает позитивные качества и недооценивает негативные.

Путь заморозки, путь создания искусственного интеллекта, «Россия-2045» — это все бизнес-проекты. Я бы не против жить вечно, но не в той форме, которую сейчас предлагают наши конструкторы искусственного интеллекта. Это слишком мало и неинтересно. Сейчас весь искусственный интеллект зациклен на решении задач. Что значит, что я буду вечно решать математические задачи и доказывать математические теоремы? На фиг мне это нужно! Пока то, что может сделать машина, — это совсем немного».