Черви способствуют беременности

Ученые выяснили, как черви-паразиты разных видов помогают беременности

Некоторые виды червей-паразитов могут влиять на иммунную систему женщины, подготавливая ее к беременности. Отдел науки «Газеты.Ru» разбирался, как именно круглые черви повышают фертильность женщин из боливийского народа цимане.

Нарушенная работа иммунной системы негативно сказывается на здоровье любого человека, в том числе и на способности женского организма к зачатию ребенка (а именно: мешает выполнению функций яичников, имплантации эмбриона, кроме того, сбои в иммунной системе повышают риск гибели плода и последующего выкидыша).

Впрочем, функционирование иммунной системы выходит из нормального режима даже при здоровой беременности, протекающей без осложнений.

Во время лютеиновой фазы менструального цикла (тот период, когда в яичнике созревает желтое тело — образование, которое в случае оплодотворения яйцеклетки вырабатывает необходимые для сохранения и развития беременности гормоны) в организме женщины повышается количество Т-лимфоцитов — клеток иммунной системы — определенных типов. В частности, возрастает число клеток под названием Т-хелперы 2 (Th2), которые способствуют развитию гуморального иммунного ответа.

Гуморальный иммунный ответ — это способ защиты нашего организма от вирусов и бактерий, который осуществляется путем выработки антител (молекул, находящихся в плазме крови). Если произошло оплодотворение яйцеклетки и женщина забеременела, то увеличение количества Т-хелперов 2 продолжается. Постепенно этот процесс приводит с тому, что Т-хелперы 2 начинают подавлять производство других клеток иммунной системы под названием Т-хелперы 1 (Th1).

Этот тип лимфоцитов отвечает за клеточный иммунитет — антитела в нем не участвуют, а осуществляется он непосредственно за счет клеток иммунной системы, например макрофагов или натуральных киллеров (больших гранулярных лимфоцитов). Система клеточного иммунитета особенно эффективно действует против грибов, простейших бактерий, опухолей.

Кроме того, клеточный иммунитет играет основную роль в отторжении чужеродных тканей, именно поэтому во время формирования плода в утробе женщины необходимо подавлять этот тип иммунитета, чтобы избежать отторжения зародыша.

Зная эту особенность функционирования иммунной системы женщин, ученые предположили, что изменения ее работы, вызванные внешними (не зависящими от менструального цикла) факторами, могут влиять на фертильность организма, то есть на его способность к зачатию детей. Группа исследователей, возглавляемая Аароном Блэквеллом (Калифорнийский университет в Санта-Барбаре) проверила эту гипотезу и доказала, что она верна. Полный текст работы был опубликован в ночь на пятницу в журнале Science.

В исследовании, которое длилось девять лет, приняли участие 986 женщин из народа цимане — коренного населения Боливии. На 2012 год численность этого народа составляла 6464 человека. Цимане ведут образ жизни, приближенный к образу жизни древних людей: они занимаются собирательством, охотой, рыбалкой, выращивают некоторые овощи. Ученые обратили внимание именно на этот народ, потому что

цимане в подавляющем большинстве не пользуются средствами контрацепции (к ним прибегает менее 5% населения). Каждая женщина в среднем в течение жизни рожает девять детей.

Цимане стали подходящими кандидатами для участия в исследовании еще и потому, что они подвергаются воздействию влияющих на функционирование иммунной системы факторов — правда, весьма необычных. Этими факторами являются два вида червей-паразитов: Ancylostoma duodenale и Ascaris lumbricoides.

Ancylostoma duodenale относится к круглым червям из рода анкилостом, паразитирующим в кишечнике. По оценкам центров по контролю и профилактике заболеваний США, количество зараженных анкилостомами людей по всему миру может достигать 740 млн человек. Ascaris lumbricoides — это человеческая аскарида, паразитирующая в тонком кишечнике. Число людей — носителей аскарид оценивается в 1,2 млрд человек по всему миру.

Как выяснила исследовательская группа Аарона Блэквелла, от червей-паразитов страдают до 70% представителей народа цимане. 56% из них являются носителями анкилостом, а 15–20% — хозяевами аскарид. Присутствие червей-паразитов влияет на функционирование иммунной системы организма: аскариды повышают число Т-хелперов 2 и понижают количество Т-хелперов 1 (то есть оказывают на организм такой же эффект, как и наступление лютеиновой фазы менструального цикла), а вот присутствие анкилостом увеличивает концентрацию обоих типов лимфоцитов, усиливая и клеточный, и гуморальный иммунитет.

Используя данные девятилетних наблюдений за 986 участницами исследования ученые выяснили:

если женщина заражена аскаридами, то в среднем на протяжении жизни у нее рождается на двух детей больше, чем у здоровой представительницы народа цимане, а возраст первой беременности оказывается ниже. В случае с женщинами — носительницами анкилостом оказалось, что впервые становятся матерью они позже, а также рожают на трех детей меньше, чем здоровые соплеменницы.

Авторы исследования утверждают, что полученными выводами им удалось опровергнуть мнение о том, что все черви-паразиты действуют на фертильность женского организма одинаково, снижая ее. Кроме того, ученые уверены: теперь, когда стало ясно, что паразиты по-разному действуют на иммунную систему человека, необходимо уделить особое внимание анализу влияния каждого вида паразитов на организм.