Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Цены на нефть стреляют в голову

За что племянник убил введшего нефтяное эмбарго саудовского короля Фейсала

Как Саудовская Аравия оставила США без нефти и случайно помогла СССР. Об этом в 40-ю годовщину убийства короля Фейсала рассказывает отдел науки «Газеты.Ru».

Нефтяное эмбарго, введенное Саудовской Аравией вместе с другими державами ОПЕК в 1973 году, было призвано оставить без нефти тех, кто поддержал Израиль в войне Судного дня. Среди этих стран оказались, например, США. А инициатором подобной меры явился саудовский монарх Фейсал — третий сын родоначальника саудовской королевской династии Абдул-Азиза. И хотя в «Коньке-Горбунке» говорится, что «младший вовсе был дурак», в Саудовской Аравии дела обстояли несколько иначе. Недалеким оказался его старший брат Сауд, который на все государственные посты пытался назначать своих сыновей, обижая тем самым своих же братьев и их потомство.

Тогдашняя Саудовская Аравия не была похожа на современную: в ней подпольно, но все-таки существовали различные оппозиционные движения, в том числе и левого толка. Расправлялись с их участниками так же жестоко, что и сейчас, но определенное политическое разнообразие имелось. После ряда громких заговоров и их разоблачений Фейсал сблизился с президентом США Джоном Кеннеди, однако в статусе короля со своим американским другом он пообщаться не успел.

В марте 1964 года Фейсал совершил дворцовый переворот и стал третьим королем Саудовской Аравии.

При этом поддержкой он пользовался не только у американцев, но и у арабских националистов, с которыми постоянно заигрывал. Реальная власть находилась в руках Фейсала с 1962 года, и с ее помощью он расправлялся с оппозиционно настроенными представителями саудовской элиты. Взять же власть в свои руки Фейсал решил, лишь когда заручился поддержкой улемов — авторитетных знатоков ислама, которые и издали фетву о передаче власти, не преминув упомянуть плохое самочувствие Сауда.

Свое правление Фейсал начал с попытки объявить новый курс. В частности, он пообещал избавить Саудовскую Аравию от рабства. Многим он запомнился не только как реформатор, но и как человек, впервые организовавший в стране телевидение.

В 2015 году это может звучать удивительно, но при Фейсале сблизились две монархии Персидского залива — Иран и Саудовская Аравия. Причем сблизились они на почве борьбы с революционными движениями, которыми тогда был наполнен Ближний Восток. Отдалились они на волне создания Объединенных Арабских Эмиратов, когда Иран, воспользовавшийся неразберихой, захватил пару островов в Персидском заливе, укрепив свои стратегические позиции. Все это происходило на фоне войн в Омане и Йемене, сопровождавшихся тесными контактами Саудовской Аравии с египетским президентом Насером, который, в свою очередь, не был заинтересован в окончании шедших на Аравийском полуострове войн.

Кроме того, Фейсал поддержал пришествие к власти в Сирии Хафеза Асада — отца нынешнего президента страны Башара Асада. Это произошло после того, как его предшественники в ходе военных учений повредили саудовский нефтепровод, проходивший по территории Сирии.

После смерти Насера Фейсал попытался консолидировать арабский мир вокруг себя. Начал он с Египта, сразу наладив отношения с Анваром Садатом, чем вызвал недовольство со стороны СССР. Происходило это все именно так, потому что Фейсал одинаково сильно ненавидел коммунистов и сионистов, олицетворением которых для него являлись Советский Союз и Израиль соответственно. В 1972 году накануне войны Судного дня Саудовская Аравия даже создала Фонд священной войны против Израиля.

Помимо всего прочего именно при Фейсале созданная в 1960 году ОПЕК начала становиться эффективным инструментом. В частности, в 1971 году арабы смогли впервые эффективно использовать организацию как инструмент коллективного торга и получить для себя существенные преференции, благодаря которым их доход от продаж черного золота существенно возрос.

При этом из-за девальвации американского доллара было принято решение о постепенной национализации совместных с США нефтяных компаний.

При Фейсале произошло наращивание темпов нефтедобычи, а из доходов был создан стабилизационный фонд, благодаря которому страна должна была переживать трудные времена, например, если бы цены на нефть колоссально обрушились.

Больше всего же Фейсала волновали отношения США и Израиля. Накануне войны Судного дня он даже сделал заявление о том, что не видит будущего в сотрудничестве между США и Саудовской Аравией, если первые не окажут никакого давления на Израиль. Тогда саудовский монарх еще рассчитывал вернуть Восточный Иерусалим, что сильно укрепило бы его позиции в качестве негласного лидера арабского мира.

Когда началась война, страны ОПЕК приняли решение ежемесячно сокращать добычу нефти, пока она не закончится. А затем и вовсе ввели эмбарго на поставки нефти США и Нидерландам, поддержавшим действия Израиля. Затем было принято решение о повышении цен на 70%. Спустя два месяца после этого цены вновь были повышены на 70%, причем уже от нового значения.

Доходы Саудовской Аравии и других нефтедобывающих стран от этих шагов возросли примерно в пять раз.

Жертвами арабского эмбарго стали не только Нидерланды и США, но и Филиппины, Япония, Бельгия, Великобритания и Франция. Вскоре все эти страны, за исключением Нидерландов и США, высказались против Израиля и за освобождение оккупированных им территорий, что сулило им некоторые поблажки со стороны Саудовской Аравии и ее союзников. Но цены на нефть продолжали оставаться рекордно высокими. Массовая истерия в США привела к появлению информации о том, что США высадятся на территории Аравийского полуострова и оккупируют нефтеносные районы. Этого не произошло — имела место некая нормализация отношений, при которой Фейсал продолжил придерживаться заданного прежде курса неприятия к Израилю и политике США. Эмбарго было отменено в марте 1974 года.

Казалось, что политика Фейсала обречена на успех и ему удастся консолидировать вокруг себя не только монархии Персидского залива, но и представителей других арабских стран. История завершилась довольно неожиданно: монарха застрелил из пистолета собственный племянник, который пришел выразить свое почтение во время приема граждан. Звали его Фейсал ибн Мусаид, и он на протяжении многих лет являлся головной болью саудовской королевской семьи.

По саудовской традиции юный принц отправился учиться в престижное военное училище в США. После его окончания отпрыск благородного семейства жил в Сан-Франциско, где экспериментировал с ЛСД и другими расширяющими сознание веществами.

В это время его родного брата убили в ходе демонстрации в Саудовской Аравии. Демонстрация, к слову, была направлена против курса на секуляризацию и создание телевещания в Саудовской Аравии, который проводил король Фейсал — тезка своего племянника и убийцы.

Тем временем племянник продолжал наслаждаться жизнью, пока в 1970 году не был задержан в Колорадо за торговлю ЛСД и гашишем. После этого принц отправился в Ливан, а оттуда в ГДР. Затем он вернулся на родину, где у него отобрали паспорт, чтобы больше никуда не ездил и не позорил высокопоставленных родственников.

Доподлинно неизвестно, почему он решил стрелять в своего дядю, существует множество теорий, в том числе и конспирологических, однако убийство было совершено: первая пуля вошла королю Фейсалу в щеку, вторая попала в голову в районе уха, а третья — мимо. Охранники избили принца и попытались убить его прямо на месте, но их остановили министры. Умирающий король же призвал простить племянника и не предавать его суду.

Король Фейсал умер в тот же день, несмотря на старания врачей. Это произошло 25 марта 1975 года.

Его племянника Фейсала ибн Мусаида сначала признали невменяемым, однако к лету того же года окончательно убедились в том, что убийство тот совершал в здравом уме. 18 июня был озвучен приговор, и исполнить его решили немедленно. Принца обезглавили золотым мечом, а его голову 15 минут подержали на пике, чтобы все зрители публичной казни убедились: убивать короля Саудовской Аравии — не очень хорошая идея.

Ставший королем Саудовской Аравии Халид восстановил отношения с США и не оставил камня на камне от проводившейся его предшественником внешней политики. Об эмбарго или опасности со стороны Саудовской Аравии США и их союзники больше не беспокоились.

Загрузка