Китайский луноход опубликовался в Science

Китайский луноход рассказал о бурном геологическом прошлом Луны

Китайский луноход совершил неожиданное открытие. Просветив Луну радаром, он насчитал минимум девять слоев лавы, заливших когда-то место его посадки.

Гордость Китая, небольшой луноход «Юйту» («Нефритовый заяц»), продолжает радовать своих создателей и всю китайскую нацию. Несмотря на то что он уже год как обездвижен, на днях сообщалось, что луноход тем не менее жив и специалисты на Земле продолжают выходить на связь с ним спустя 15 месяцев, проведенных на Луне.

Запущенный в декабре 2013 года, «заяц» должен был проработать три месяца, однако сбой в управлении моторами обездвижил машину в конце вторых лунных суток. Луноход не только остановился, проехав зигзаг длиной 114 м, он полностью потерял возможность двигать чем-либо, в том числе панелями солнечных батарей, которыми он должен укрываться во время долгих лунных ночей. Аппарат не был рассчитан на ночевку неукрытым, и инженеры не думали, что он останется хоть отчасти работоспособным, охладившись до –180 °C.

Однако приборы лунохода уцелели, и он до сих пор способен посылать сигналы на Землю в дневное время.

В рабочем состоянии остались даже его инструменты, кроме спектрометра альфа-частиц, и главный компьютер. По последней информации, научные приборы продолжают собирать данные, луноход наблюдает небо и плазмосферу Земли в ультрафиолетовом диапазоне.

Спустя год не заставили себя ждать и первые научные результаты миссии, ведь открытия, опубликованные в серьезных научных журналах, — главное мерило успешности проекта. Так, недавно команда опубликовала работу, в которой приведены данные с ультрафиолетового телескопа лунохода, который определял концентрацию радикалов OH, а также нейтральных атомов магния и алюминия в экзосфере Луны.

Выяснилось, что граница существования радикалов гораздо ниже, чем считалось ранее.

Однако настоящим признанием успехов лунохода стала сегодняшняя статья в престижном журнале Science, в которой ученые сообщили о действительно важных открытиях лунохода, связанных с бурным прошлым Луны. Сделать их помог мощный радар лунохода, просвечивающий слои грунта на рекордную глубину — до 400 м, что соответствует эпохе в 3,8 млрд лет назад.

Его данные нарисовали ученым полную картину подлунных слоев в месте посадки аппарата — Заливе Радуги. Считается, что этот кратер образовался 27–80 млн лет назад в результате мощного удара астероида.

Радар сумел выявить целых девять отдельных подстилающих слоев в месте посадки, что говорит о куда более бурном вулканическом прошлом Луны, чем считалось ранее.

«Самые интересные — две вещи. Первая — что в позднюю вулканическую эпоху было гораздо больше извержений», — пояснил Лун Сяо, автор публикации. Ученые считают, что верхние слои грунта в месте посадки лунохода аккумулировали пыль и обломки, разлетевшиеся от ближайшего ударного кратера. Более глубокие слои включают следы от пяти последовательных излияний лавы, которые заливали этот район в горячую эпоху. И самое давнее такое извержение случилось 2,5 млрд лет назад.

«Второй сюрприз — то, что вулканические моря состоят не только из базальтовой лавы, но и из взрывной пирокластической породы», — отметил автор.

Это означает, что некоторые извержения вулканов на Луне носили взрывной характер, а не сопровождались медленным истечением лавы, как считалось ранее.

К примеру, слой, лежащий на глубине 240 м, по характеру отражения радиоволн похож на те, что на Земле остаются при взрывных выбросах так называемой обломочной изверженной породы. Все прошлые исследования Луны, в том числе с орбитальных аппаратов и американских посадочных миссий, выявляли лишь следы медленного истечения лавы. Взрывные извержения вулканов в прошлом говорят о том, что в недрах Луны может содержаться гораздо больше легких соединений, в том числе воды, чем считалось ранее.