Кого слушает президент

«Интеллектуалу» поручили работу над ошибками

«Газета.Ru» узнала причины реформирования школы «Интеллектуал»

Николай Городецкий 29.09.2014, 19:48
Василий Смирнов \ ИТАР-ТАСС

Школа «Интеллектуал» будет объединена с другой гимназией: соответствующий приказ уже подписан. В подоплеках этой реформы и в том, какие ошибки были допущены руководством школы, разбиралась «Газета.Ru».

Президенту от «Интеллектуала»

В начале сентября стало известно о том, что школа для одаренных детей «Интеллектуал», вот уже четыре года входящая в топ-20 рейтинга школ Москвы, вынуждена собирать добровольные пожертвования из-за сокращения бюджетного финансирования. «Уважаемые родители, выпускники, друзья школы «Интеллектуал»! В конце прошлого учебного стало окончательно известно, что на 2014–2015 учебный год финансирование школы резко сократится. С подобной ситуацией столкнулись многие гимназии, лицеи, а также школы для инвалидов и трудных подростков», — такое объявление появилось 1 сентября на неофициальном сайте школы «Интеллектуал». Представители школы пояснили, что они вынуждены искать финансирование на стороне. В послании сообщалось, что администрация школы и педагогический коллектив оптимизировали ежегодные затраты: хозяйственные расходы, количество ставок, учебный план.

Но в конце августа выяснилось, что финансирование школы сократится не менее чем на две трети: «Таким образом, проведенная нами оптимизация не дала ожидаемых результатов, а дальнейшее сокращение расходов приведет к резкому падению качества образования в нашей школе».

В конце минувшей недели глава департамента образования Москвы Исаак Калина подписал указ об объединении школы «Интеллектуал» с гимназией 1588. За день до подписания приказа состоялось заседание управляющего совета «Интеллектуала», которое приняло решение опротестовать подачу заявки о реорганизации ГБОУ школа-интернат «Интеллектуал» путем присоединения организации ГБОУ Гимназия №1588. Данная заявка была подана исполняющим обязанности директора «Интеллектуала» Юрием Тихорским «от безысходности»: тот до последнего был противником слияния. В интервью «Эху Москвы» учитель русского языка школы «Интеллектуал» Всеволод Луховицкий отметил, что в Москве проходит целая кампания по слиянию сильных школ с другими образовательными учреждениями. Луховицкий сообщил, что учителя и родители учеников школы «Интеллектуал» не собираются сдаваться. По его словам, они планируют подать обращение депутатам Государственной думы, родительский комитет может инициировать судебное разбирательство с департаментом образования столицы.

Кроме того, учителя школы будут подавать заявку на проведение митинга.

Наконец, за несколько дней до выхода приказа Исаака Калины ученики «Интеллектуала» обратились с открытым письмо к президенту России Владимиру Путину. «Наша школа, как и некоторые другие, сейчас находится в очень сложной ситуации и в ближайшее время может прекратить свое существование, — цитирует «Учительская газета» письмо старшеклассников. — Причиной тому многие нормы, закрепленные в ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации». Согласно этому закону, было введено подушевое финансирование образования. Многие небольшие московские школы в целях увеличения финансирования стали объединяться – где-то добровольно, а где-то принудительно. Некоторые школы, в том числе и «Интеллектуал», участвовать в пилотном проекте по слиянию не стали».

Объединение школ: как и для чего

Данная ситуация действительно стала следствием процесса объединения школ, который идет уже не первый год. В ходе онлайн-интервью «Газете.Ru» вице-мэр Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников так рассказывал об этом процессе: «Когда сегодня стоит школьное здание, в этом здании полный комплект педагогов и в каждом классе по 10–12 учеников, то мы понимаем: при подушевом финансировании […] когда за учеником идут деньги и ученик и родители имеют право выбрать школу, то в этом случае ни о какой нормальной зарплате в такой школе речи уже идти не может. Вы директор, у вас полный состав учителей, а к вам никто не хочет идти учиться. Потому что говорят: плохое у вас образование. Поэтому непонятно, что делать: вы же не можете заплатить зарплату вашим любимым учителям, вашему коллективу. Рядом другая школа — с брендом, раскрученная. И директор — умный, блестящий педагог. И что? Там все переполнено. Там уже нет конкурса детей, там уже конкурс родителей. Директор говорит: вы понимаете, да я бы взял вашего ребенка, мне некуда. А рядом стоит школа полупустая. Тогда мы говорим этому замечательному директору, чудному педагогу: вот тебе еще одно здание — и распространи свой опыт, свой талант на вот этих детей!»

При этом Печатников признал, что не все директора, учителя и родители воспринимали решение об объединении с энтузиазмом.

«Представьте себе энтузиазм директора школы, который мечтает объединиться с другим, чтобы потерять свой директорский кабинет. Смешно говорить о его энтузиазме. Но их жизнь все равно заставляет, и они все равно идут на это сами. Часто потому, что понимают: если у нас есть, как теперь можно говорить, «дорожная карта» по указам президента от 7 мая и мы должны потребовать от них вот такой заработной платы, а они при неукомплектованности школ не могут ее обеспечить и, только соединившись, они могут получить нормальное финансирование, деваться некуда, придется объединяться».

«Переход на подушевое финансирование почти для всех означал увеличение бюджета, — пояснил «Газете.Ru» Иван Ященко, директор Центра педагогического мастерства департамента образования города Москвы. — А для некоторых школ, которые у прежнего руководства смогли выбить себе большие деньги, эти деньги могли оказаться и меньшими. Для таких был установлен переходный период в несколько лет, когда, при сохранении объема учащихся, они получали деньги не меньше, чем раньше, коэффициент индивидуальный. Но было заранее объявлено и регулярно повторялось, что с 1 сентября 2014 года коэффициенты отменят. Практически все школы вели соответствующую работу, чтобы правильно оформить дополнительные услуги — почти все, что делали школы в интересах всего города.

А коллеги из «Интеллектуала», к сожалению, в большей степени пытались объяснить, что им почему-то надо платить в разы больше, чем 57-й школе, школам 1514, 218, 1543, которые не хуже их по показателям.

Разумеется, управление, в том числе финансовое, такой непростой школой, в которой работают творческие люди, — дело очень непростое. И я уверен, что будет найдено решение, которое позволит сохранить дух школы, организовав правильное финансовое и организационное управление».

Данную проблему признал и директор школы «Интеллектуал» Юрий Тихорский, который в начале сентября рассказал «Газете.Ru» следующее: «С 2011 года в московском образовании был взят курс на выравнивание образовательных возможностей, начался процесс выравнивания финансирования. Большинству школ он пошел на пользу. К 1 сентября 2014 года пилотный проект по развитию общего образования в Москве в целом завершился. Мы и ряд других школ, которые в него не входили, автоматически потеряли все прибавочные коэффициенты к финансированию. Вместо 278 тыс. руб. на ученика в год мы получили 63 тыс. руб. Школы же, вошедшие в пилотный проект, получают сейчас 107 тыс. руб. на ученика средних классов (на старших — 123 тыс. руб.)».

Проблемы «Интеллектуала»

По мнению Ивана Ященко, одна из главных проблем «Интеллектуала» заключается в том, что в современных условиях, когда денег в систему образования Москвы вкладывается много, вопрос финансирования школы требует серьезной квалификации ее администрации, особенно когда речь идет о нестандартном заведении. «Нужно не убить оригинальное и при этом уметь правильно делать финансовые бумаги. Раньше все определялось тем, как директор сможет выбить деньги из департамента: по сути, деньги зарабатывал директор, он являлся тем человеком, от которого все зависело. Сейчас же все зависит от коллектива, деньги можно тратить как угодно: школа может принять свое положение об оплате труда и платить, например, студенту — победителю международной олимпиады. Во многих школах, например в тех же 57-й, 1514-й, 218-й и др., такие люди нашлись, эти школы не испытывают таких проблем: им в целом хватает денег. Кроме подушевого финансирования школы могут подать заявку на дополнительное финансирование, если делают что-то полезное для всего города, например вечерние кружки. Удовлетворение заявки зависит от адекватности заявки (какой результат и расчет) и места школы в рейтинге. Школа «Интеллектуал» тоже подала заявки, их там рассматривает комиссия. На небольшие суммы заявки адекватные, говорят эксперты, подчеркивая их непроработанность.

Но вот пример — психологическая поддержка учеников четвертого класса на сумму 36 млн руб. Это миллион долларов, бюджет небольшого психологического института, и на такую сумму должно работать большое количество народа!»

У экспертов имеется уверенность, что никто квалифицированный в плане финансов на эти заявки не смотрел, говорит Ященко. «Если попросить посмотреть – ни у кого бы не поднялась рука отправить такую заявку. Кроме того, имеется перекос: в ситуации, когда школе не хватает денег, она подает заявку на публикацию сборника уже опубликованных статей педагогов. Если бы денег было завались – тогда, конечно, можно издать такой сборник. А так, почему бы не разместить эту подборку статей в интернете? Такие примеры показывают, что, видно, никакого серьезного финансово-экономического анализа сделано не было. И одна из идей со слиянием, которая достаточно рискованная, состоит, как я понимаю, как раз в том, что директор, более слабый по результатом гимназии 1588, финансово-экономически более квалифицирован — и он готов защитить и школу «Интеллектуал». Я очень люблю школу «Интеллектуал», ее заканчивал мой сын, у меня там работают друзья, и я очень хочу и надеюсь, что то, что создал основатель школы Евгений Владимирович Маркелов, удастся сохранить».