Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

Оружие над подушкой

«Ростех» представил первый российский беспилотник на воздушной подушке

Павел Котляр 10.07.2014, 08:28
БПЛА «Чирок» Пресс-служба «Объединенной приборостроительной корпорации»
БПЛА «Чирок»

В России представлен «Чирок» — первый в мире беспилотный летательный аппарат, использующий эффект воздушной подушки. Это позволит ему садиться в болота, воду, рыхлый снег, неся на борту бомбы и разведывательное оборудование. «Газета.Ru» вспоминает про другие беспилотники, которые разрабатывались и использовались в России.

«Чирок» улетит на тысячи километров

Объединенная приборостроительная корпорация, входящая в корпорацию «Ростех», представила уникальный беспилотный летательный аппарат «Чирок». Презентация макета накануне прошла в рамках международной выставки технологий «Иннопром» в Екатеринбурге. Ноу-хау беспилотника — шасси на воздушной подушке, которое позволяет беспилотнику отрываться от земли в отсутствие взлетной полосы.

По утверждению разработчиков, это решение не имеет аналогов в мире.

Аппарат способен взлетать с мягкого грунта, поверхности воды, с болотистой местности, рыхлого снега. Садиться на эти поверхности, где другие летательные аппараты самолетного типа взлетать и садиться не смогут.

Разработчики утверждают, что в гражданской сфере БПЛА «Чирок» может применяться для наблюдения и оценки различных ситуаций: мониторинга пожарной ситуации в лесах, районах стихийных бедствий, обстановки на дорогах, патрулирования территорий. Военные же смогут использовать «Чирок» для разведки и в качестве ударного беспилотника,

способного транспортировать бомбы, ракеты, высокоточные снаряды.

«При изготовлении нового беспилотного аппарата использовались российские ноу-хау, причем это касается как материалов, так и конструкции. В следующем году на авиационно-космическом салоне «МАКС» будет представлен полноразмерный БПЛА», — рассказал генеральный директор Объединенной приборостроительной корпорации Александр Якунин.

Максимальная взлетная масса «Чирка» — до 700 кг, предельный вес полезной нагрузки — до 300 кг. На борт он сможет брать оптико-электронную аппаратуру для различных видов мониторинга, а также нести высокоточное оружие.

Беспилотник поднимается на высоту до 6 тыс. м, дальность его полета составляет до 2,5 тыс. км.

Инженеры отмечают, что конструкция аппарата позволяет прятать вооружение внутрь корпуса — в отличие от предыдущих моделей, в которых вооружение крепилось на подвес. Это уменьшает заметность БПЛА, улучшает его аэродинамические свойства.

Рассказать о характеристиках силовой установки «Газете.Ru» разработчики отказались, сообщив, что это относится к секретной информации.

Догнать без пилотов

Российская промышленность традиционно отставала от зарубежных разработок в производстве собственных военных беспилотных летательных аппаратов. Особенно это стало заметно в ходе российско-грузинского вооруженного конфликта в августе 2008 года.

В 2010 году «Оборонпром» договорился с израильской компанией Israel Aerospace Industries о сборке в России беспилотников на сумму $400 млн. По этому контракту на Уральском заводе гражданской авиации под Екатеринбургом была начата сборка тактических беспилотников Searcher Mk II с российским названием «Форпост» и мини-БЛА Bird Eye 400 с российским названием «Застава».

Зимой этого года на основе аппаратов «Форпост» на авиабазе Елизово был сформирован первый и единственный отряд беспилотной авиации на Тихоокеанском флоте.

Крупным игроком на отечественном рынке беспилотников является Петербургская компания «Транзас». В 2013 году компания представила на МАКСе концепцию БПЛА гражданского назначения с большой продолжительностью полета. Этот проект осуществлялся одновременно с военной программой «Иноходец», в рамках которой создается БПЛА взлетной массой 1 тонна.

На проходившей ровно год назад в подмосковном Алабине выставке беспилотных систем руководству Минобороны было представлено несколько отечественных разработок. Среди них были БПЛА «Элерон» и «Орлан» казанской компании «Эникс» и питерской СТЦ. По мнению эксперта по беспилотным системам Дениса Федутинова, эти аппараты в ближайшем будущем могут быть поставлены в войска. Кроме того, ижевская компания ZALA специализируется на разработке мини-БПЛА, а концерн «Вега» является разработчиком БПЛА тактического класса «Тимчак» и «Строй-ПД».

Особый интерес силовых структур представляют беспилотники вертолетного типа и многороторные аппараты. Отечественные компании ведут разработки подобных аппаратов от «игрушечного» класса до тяжелых машин, способных поднимать до 10 кг.

Сегодня такие машины уже используются в МЧС и МВД.

Благодаря подобному аппарату недавно ославилась сыктывкарская фирма «Додо пицца», которую местные власти хотят оштрафовать за нарушение правил использования воздушного пространства при доставке пиццы.

Интерес к подобным аппаратам проявляют и частные лица. С их помощью можно производить высококачественную съемку различных объектов и массовых мероприятий там, где применение вертолетов недопустимо. Так, оппозиционер Алексей Навальный до домашнего ареста использовал квадрокоптер для съемки подмосковных дач крупных российских чиновников.