Мексиканская американка из Сибири

Генетики получили убедительные доказательства того, что предками американцев были выходцы из Восточной Сибири

Происхождение первых американцев от жителей Восточной Сибири окончательно подтвердил анализ ДНК скелета девочки, найденного в мексиканской подводной пещере.

Ученые наконец-то поставили точку в вопросе о происхождении первых американцев. Вопрос о том, кем были первые люди, заселившие Америку, волнует научные умы в течение десятилетий. Свою точку зрения на этот предмет имеют археологи и антропологи.

На сегодня наиболее убедительной выглядит гипотеза, что первые колонизаторы Америки совершили путешествие из Берингии (Восточной Сибири) через Берингов мост, связывающий Юго-Восточную Азию с американским континентом.

И произошло это в период от 26 тыс. до 18 тыс. лет назад. Затем первые американцы расселились по континенту с севера на юг.

В эту гипотезу не укладывался один факт: ископаемые черепа «американцев-сибиряков» по форме были не очень похожи на черепа современных коренных американцев — индейцев. Поэтому некоторые ученые выдвигали альтернативные гипотезы, что коренные американцы пришли на континент откуда-то совсем издалека, из Австралии или Юго-Западной Азии.

Проблема осложнялась тем, что полные скелеты американцев времени палеолита — это очень редкие находки. Большинство найденных скелетов фрагментарны, а их возраст составляет менее 10 тыс. лет.

Наконец ученым улыбнулась удача в виде полного и хорошо сохранившегося скелета девочки-подростка 15–16 лет, который нашли в подводной пещере на полуострове Юкатан в Мексике.

Общими усилиями исследователей из разных стран впервые удалось сопоставить антропологические и генетические данные, чтобы окончательно ответить на вопрос о происхождении американцев. Результаты этой работы опубликованы 16 мая в журнале Science.

Саму пещеру, входящую в пещерную систему Сак-Актун полуострова Юкатан, обнаружить было тоже очень непросто. Впервые ее нашел в 2007 году Альберто Нава из Калифорнии с командой мексиканских дайверов. Для этого они почти километр плыли по подводному тоннелю, прежде чем попали в глубокую, круглой формы и абсолютно темную пещеру, которую назвали Хойо Негро, что по-испански значит «черная дыра».

Обследование пещеры было возможно только силами профессиональных дайверов, которые нашли в ней кости животных.

Биологи насчитали 26 крупных животных, погребенных в пещере, среди них были саблезубые тигры, гигантские ленивцы, гомфотерии — вымерший род хоботных.

Ну а затем среди костей животных дайверы нашли человеческий череп и целый скелет. По размеру скелета они определили, что он принадлежал девочке-подростку 15–16 лет. Ученые назвали ее Найя, что значит «водяная нимфа».

Все обитатели пещеры оказались в ней по воле случая. Пещера по форме была похожа на воронку, специалисты считают, что животные в какой-то момент падали в пещеру и оказывались в ловушке. В такую же ловушку угодила и девочка. 10 тыс. лет назад растаявший ледник заполнил пещеру водой вместе с останками животных и человека.

Найденные останки исследовала мультидисциплинарная группа антропологов, палеонтологов и молекулярных генетиков из 13 научных организаций. Координировал работу американский палеоантрополог Джеймс Чаттерс, первый автор статьи. Другой координатор проекта — Пилар Луна из Мексиканского национального института антропологии и истории.

Датировку скелета девочки-подростка специалисты проводили двумя методами — радиоуглеродным анализом и уран-ториевым анализом.

В итоге они оценили его возраст в 12–13 тыс. лет, это самый древний скелет, найденный на территории Америки.

Антропологи исследовали череп и описали его характерные особенности. Они указывают, что череп имеет более узкую и удлиненную форму, чем черепа современных индейцев. У индейцев они шире и круглее.

Но самыми интересными оказались данные анализа ДНК, который удалось провести. Генетики обнаружили неповрежденную митохондриальную ДНК в ткани коренного зуба девочки. Митохондриальная ДНК передается по женской линии, от матери к дочери.

При анализе они нашли в ней гаплотип (генетический вариант) D1, распространенный у современных индейцев.

Этот гаплотип можно считать генетической подписью американцев. А появился он, как считают ученые, у жителей Берингии (Восточная Сибирь).

Ученые считают, что тем самым они получили убедительные доказательства: коренные американцы произошли от ранних палеоамериканцев, которые мигрировали через Берингов мост.

А значит, Америка была колонизирована именно переселенцами из Берингии, а не из других мест. И несмотря на различия формы черепов, палеоамериканцы и современные индейцы произошли от одной популяции.

Как объяснил в интервью Science Дженнифер Рафф, антрополог из Техасского университета в Остине, «данное исследование — это простой и прямой способ сравнить две конкурирующие гипотезы о происхождении американцев и в этом соревновании победила гипотеза Берингии».

Тот факт, что скелет древней американки найден на территории Мексики, показывает, что переселенцы из Берингии довольно быстро расселялись с севера на юг по американскому континенту. Ученые предполагают, что изменение формы черепа произошло у них позднее, в ходе эволюции. В общем, на данный момент в споре генетиков и антропологов победили генетики.

6036241