Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

Индейцы вышли из Сибири

Гены жителей Сибири появились на американском континенте 24 тысячи лет назад — публикация российских ученых в журнале Nature

Яна Хлюстова 21.11.2013, 09:08
Ученые обнаружили новые факты о происхождении индейцев Ricardo Moraes /Reuters
Ученые обнаружили новые факты о происхождении индейцев

Коллектив ученых, в который вошли семь ученых из России, в том числе из РАН, РАМН и Эрмитажа, изучил ген древнего жителя Сибири эпохи верхнего палеолита и получил новые данные, касающиеся ранних этапов заселения человеком разных континентов, в том числе и Америки. Один из авторов исследования объяснил «Газете.Ru» значимость этой работы для науки.

Согласно современной точке зрения, первые жители Америки, палеоиндейцы, прибыли туда через Берингию (существовавший в то время перешеек между Сибирью и Аляской). Генетической родиной первых американцев следует считать Алтай. Их предки расселились по Сибири и в конечном итоге добрались до Америки.

Несмотря на то что в наиболее тесном генетическом родстве с первыми американцами состоят жители Восточной Азии, до настоящего момента ученые не могли точно установить, к какому именно народу Старого Света их гены ближе всего. В результате последнего исследования ДНК представителей разных народов

ученым удалось сделать новые выводы о процессе становления древних индейцев.

Большая группа ученых под руководством Маанасы Рагхаван (Копенгагенский университет), а также при участии российских ученых (Елены Балановской, Олега Балановского, Эльзы Хуснутдиновой, Сергея Литвинова, Людмилы Осиповой, Сарданы Федеровой и Михаила Воеводы) изучила геном древнего жителя Сибири и сравнила полученные данные с генами представителей других народов. С результатами работы ученых можно ознакомиться в журнале Nature.

Кусок плечевой кости исследуемого скелета. Nature
Кусок плечевой кости исследуемого скелета.

Исследователи взяли образец ДНК скелета древнего жителя Сибири, чей возраст составляет около 24 тыс. лет. Скелет был найден на раскопках 1928–1958 годов в Усольском районе Иркутской области на стоянке Мальта, в настоящее время хранится в Эрмитаже.

Ученые провели секвенирование ДНК древнего сибиряка. Филогенетический анализ митохондриальной ДНК выявил наличие гаплогруппы U. Эта гаплогруппа встречалась более чем у 80% европейских охотников и собирателей эпох верхнего палеолита и мезолита. Сегодня она распространена в Северной Африке, на Среднем Востоке, в Южной и Центральной Азии, Западной Сибири и Европе. Гаплогруппа практически отсутствует на востоке Алтая, то есть в месте находки скелета.

Анализ Y-хромосомы показал наличие гаплогруппы R, распространенной на юге Сибири, в Западной и Южной Азии и

являющейся родственной гаплогруппе Q, встречающейся у сибирских и коренных американских народов.

Ученые сравнили данные анализа с геномами 11 современных народов, четырех народов Евразии (предков современных марийцев, таджиков, аваров и индийцев), а также геномом денисовского человека. Результаты показали, что

наиболее близким к древнему сибиряку современным народом являются индейцы каритиана.

Озеро Байкал - место стоянки Мальта, где был найден скелет человека Nature
Озеро Байкал - место стоянки Мальта, где был найден скелет человека

Исследователи делают и другие важные выводы из результатов своей работы. Во-первых, можно заключить, что гены народов Западной Евразии попали на американский континент гораздо раньше, чем предполагалось до сегодняшнего дня, а именно ранее чем 24 тыс. лет назад, во время верхнего палеолита. Во-вторых, полученные данные могут помочь объяснить, почему индейцы обладают гаплогруппой Х (встречающейся у народов Западной Евразии, но отсутствующей в Восточной Азии).

Людмила Осипова, соавтор исследования и заведующая лабораторией популяционной этногенетики Института цитологии и генетики СО РАН, рассказала «Газете.Ru»: «Результаты работы касаются ранних этапов заселения человеком континентов Земли, в частности Сибири и Америки. Кроме того, косвенно они соприкасаются с проблемами расогенеза (хотя этой темы международное сообщество ученых старается касаться осторожно из-за политкорректности). Но на самом деле эта тема глубоко биологична и связана с темой адаптации человеческих популяций к контрастным условиям существования в разных климатических зонах земного шара».

Профессор утверждает, что, несмотря на довольно хорошую степень изучения генетиками вопроса о раннем заселении человеком нашей планеты и наличие схем ранней миграции людей, «жизнь сложнее схем». «На каком уровне организации шли процессы расогенеза — на уровне Homo sapiens или еще раньше, пока большой вопрос. Открытий впереди еще много», — заключает она.

По мнению Людмилы Осиповой,

данное исследование как подтверждает более ранние гипотезы о происхождении коренных американцев, так и дает много фундаментальных знаний, например, об очень древних миграциях людей европейского типа на территорию Сибири.

Более того, профессор охарактеризовала свою работу с зарубежными коллегами как «методически прекрасную» и представляющую отличный пример успешного международного сотрудничества.