Европейцы ходили в Африку гулять

Древние жители Евразии серьезно повлияли на генетическое разнообразие населения Восточной и Южной Африки

Абстрактный житель древней Южной Европы 3 тыс. лет назад мигрировал в Восточную Африку, а его потомки спустя тысячу с небольшим лет перебрались на юг континента. Ученые установили генетическую и культурную связь между жителями Южной Европы, а также Ближнего Востока и населения Восточной и Южной Африки, изучив ДНК южноафриканских койсанских народов.

Известно, что разрозненные племена охотников-собирателей населяли Африку еще несколько десятков тысяч лет назад. Около двух тысяч лет назад произошел переход к оседлому земледелию и скотоводству, но отсутствие письменных исторических источников усложняет понимание механизма этого перехода. Особенно это касается койсанских народов, и сегодня довольно изолированно проживающих на юге Африки.

Археологи и лингвисты полагают, что переход этих племен от охоты и собирательства к земледелию произошел примерно 1800 лет назад. Это было вызвано миграцией на юг более экономически и социально развитых северных и восточных соседей, в частности народов Банту.

Тем не менее до недавнего времени ученые практически не изучали влияние мигрантов с других континентов на процесс расселения африканских племен и их генетическое разнообразие в доколониальный период. Восполнить этот пробел решил интернациональный коллектив генетиков и антропологов. Результаты их исследования опубликованы в журнале PNAS. В процессе исследования ученые активно использовали научные изыскания своих коллег.

Наибольшую пользу принесла составленная сотрудниками Гарвардской медицинской школы в 2012 году масштабная статистическая база геномов. Туда вошла информация, полученная от более чем 200 жителей Южной Африки из 22 этнических групп.

Дополнительно ученые взяли генетические образцы у 32 представителей койсанских народов. Для анализа данных ученые применили созданный в 2011 году новый генетический чип Affymetrix Human Origins Array. В отличие от предшественников он способен распознавать и анализировать африканские геномы. С его помощью исследователи определили, когда именно индивиды унаследовали хромосому от другого народа или племени.

Искомые участки ДНК содержали блоки генетических вариантов, комбинации которых встречаются у других этносов. Со временем происходящая в каждом поколении генетическая рекомбинация фрагментировала донорскую хромосому. По масштабу фрагментации ученые поняли, сколько поколений назад хромосома проникла в ДНК койсанских народов. Оказалось, что изначально неафриканские гены попали на континент во время масштабной волны переселения. Она произошла около 3 тысяч . лет назад, когда неафриканцы мигрировали на восток Африки. Чуть позже, примерно 1800 лет назад, восточные африканцы, в том числе и Банту, пришли уже на юг континента, принеся с собой неафриканские гены.

Как выясняется, многие племена Черного континента, считавшиеся изолированными, несут в себе 1–5% неафриканской ДНК. Именно так считает один из профессоров Гарвардской медицинской школы Джозеф Пикрелл.

Ученые решили также найти начальную точку миграции неафриканских генов. Для этого они использовали все тот же генетический чип. Исследователи отобрали 1040 образцов геномов у представителей 75 разнообразных этнических групп по всему миру, которые наиболее совпадали с неафриканскими фрагментами ДНК современных жителей востока и юга Африки. Как оказалось, неафриканские гены современных койсанских народов варьируются в зависимости от племени. Тем не менее наибольший процент совпадений с ними был замечен среди современного населения Южной Европы и Ближнего Востока. Населявшие эти территории народы в процессе миграции на восток Африки активно смешивались с местными племенами, тем самым передавая им свою ДНК. Так, носители южноафриканских языков из семьи кхое, чьи предки унаследовали искусство скотоводства как раз с востока Африки, обладают самой высокой долей неафриканских генов. Впоследствии восточноафриканцы двинулись на юг, подчинив себе местные койсанские племена и передав евразийские гены и им.

Исследования генетиков подтверждаются и археологическими находками. На юге Африки были найдены кости крупного рогатого скота и овец возрастом 2 тыс. лет, а также керамика с чертами, характерными для восточноафриканских скотоводческих культур.