Чума сплотила цыган и румын

Ученые обнаружили, что иммунные системы цыган и румын обладают общим геном

Установлено, что внешняя среда, а именно распространенные в Европе заболевания, способствовала формированию у цыган и румын общих генов, ответственных за функционирование иммунной системы.

Цыгане — одно из самых многочисленных национальных меньшинств в Европе индийского происхождения. В настоящее время помимо европейских стран они проживают в Северной Африке, Северной и Южной Америке, Австралии.

Цыганская народность сложилась после того, как предки цыган покинули Индию в конце I тысячелетия нашей эры (в Индии они проживали в северо-западных областях, на территории современного Пакистана). Согласно результатам лингвистических и генетических исследований, предки современных цыган провели в Персии около 400 лет, после чего ветвь ромов (самая большая из цыганских групп) перешла на территорию Византии. Именно ромы и являются предками современных групп европейских цыган — ромов, кале, синти, мануш.

Корни и происхождение цыганского народа до сих пор оказывают существенное влияние на их жизнь: так, язык восходит к средневековому пракриту, и цыгане в состоянии понимать некоторые слова и фразы на хинди. Культура цыган сохраняет ряд установок, имеющих индийские корни, например взгляды на осквернение и чистоту. Представители этого народа придают большое значение выбору профессии, при этом он зачастую ограничивается традиционными занятиями членов семьи или рода.

Недавно ученым удалось доказать:

несмотря на этническое и генетическое родство цыган и индийцев, условия внешней среды, в которой проживали ромы после перехода на территорию Европы, привели к конвергентной эволюции

(процессу, при котором возникает сходство между разными организмами, проживающими в сходных условиях). В результате цыгане приобрели отсутствующие у индийцев, но присутствующие у европейцев гены. Катализаторами этого процесса стали болезни, в первую очередь эпидемии чумы.

Группа ученых из Испании, Нидерландов, Румынии и Индии под руководством Хафида Лааюни (Университет Пумпеу Фабра, Барселона) и Марии Остинг (Университет Неймегена) провела генетические исследования, выявившие наличие конвергентной эволюции между цыганами и румынами. С результатами работы ученых можно ознакомиться в журнале PNAS.

Исследователи взяли образцы ДНК у представителей цыган, европейцев (румын) и населения Северо-Западной Индии — генетических родственников цыган. Всего ученые проанализировали 196 524 однонуклеотидных полиморфизма (отличия последовательности ДНК размером в один нуклеотид).

Результаты работы показали

наличие у цыган и румын общих толл-подобных рецепторов

(класс клеточных рецепторов, распознающих консервативную структуру микроорганизмов и вызывающих иммунный ответ, являются важнейшей частью функционирования врожденного иммунитета). Выявленные рецепторы отсутствуют у индийцев.

Ученые предположили, что наличие у цыган и румын толл-подобных рецепторов TLR1, TLR6 и TLR10 вызвано внешней средой, в которой проживали народы, а именно инфекциями. Среди наиболее важных катализаторов процесса конвергенции ученые называют эпидемии чумы (выделенные толл-подобные рецепторы помогают организму противостоять Yersinia pestis — бактериям—возбудителям заболевания), а также туберкулез и лепру. Наиболее сильные вспышки чумы поражали Европу в VI—VII и XIV веках, а также в XIX—XX веках — Индию. Однако там заболевание носило отличный от европейской чумы характер, ученые объясняют это отсутствием в Индии крысиной южной блохи, переносчика болезни.

Кроме толл-подобных рецепторов ученые обнаружили и другие генетические сходства между цыганами и европейцами:

протеин SLC45A2 (ответственен за пигментацию кожи), FBXL19 (ген, реагирующий на воспалительные процессы в организме) и ADAMTS12 (связан с устойчивостью организма к аутоиммунным заболеваниям).

Ученые подчеркивают, что важность полученных результатов связана не только с пониманием эволюционного процесса, протекавшего среди европейских народов, но и с выяснением причин того, почему иммунная система разных народов обладает разной устойчивостью к современным вирусам, например ВИЧ.