Лжеостанки королей

Ученые сомневаются в подлинности останков двух монархов династии Бурбонов

Предполагаемые останки Генриха IV на самом деле могут не принадлежать монарху. Также поставлена под сомнение подлинность найденного недавно образца крови короля Людовика XVI. К таким выводам ученых подтолкнул генетический анализ.

Генетика сегодня становится все более популярным инструментом в руках ученых. Ведь она позволяет идентифицировать и установить достоверность останков многих исторических личностей. Так, одним из самых известных случаев стало подтверждение подлинности останков малолетнего наследника французского престола Людовика XVII и легендарного преступника Джеси Джеймса.

«Газета.Ru» уже описывала случай обнаружения останков короля Ричарда III, достоверность которых опять же подтвердило сравнение образцов ДНК монарха и его дальних потомков по материнской линии.

На этот раз группа ученых из Бельгии и Франции решила использовать метод генетического анализа для подтверждения подлинности недавних находок историков.

Речь идет о мумифицированной голове монарха Генриха IV и образце крови его потомка — Людовика XVI.

Обе эти находки имели крайне непростую историю. Как утверждают источники, тело Генриха IV — первого французского короля династии Бурбонов — после его убийства в 1610 году было захоронено в усыпальнице базилики Сен-Дени. Но во время Великой французской революции его останки были эксгумированы, при этом, по слухам, голова была отделена от тела. С тех пор она проделала долгий путь, побывав во множестве частных коллекций, пока не попала в руки коллекционеров королевских реликвий и ценностей, которые и согласились сотрудничать с учеными.

Второй находкой стала тыква-горлянка, в которой предположительно был найден образец крови потомка Генриха IV — Людовика XVI, казненного на гильотине во время французской революции. Многие свидетели казни поспешили промокнуть носовые платки в свежей крови умерщвленного монарха.

Один из таких платков и был помещен в тыкву-горлянку, которая теперь является собственностью некой итальянской семьи

Осмотр показал, что внутри тыквы действительно находится платок со следами крови.

Из обеих находок ученые смогли извлечь образец митохондриальной ДНК и гаплогруппы Y-хромосомы.

Затем ученые обратились к генеалогии, тщательно изучив фамильное древо двух королей. Оказалось, что у Бурбонов существует большое количество родовитых потомков, и поныне представляющих династию. Образцы для анализа ДНК были взяты у троих из них: Акселя, принца Бурбон-Пармского, Сикста-Генри Бурбон-Пармского и Жоао Энрике, принца Орлеан-Брагамского.

Из всех проб ученые получили образец митохондриальной ДНК и определили гаплогруппу Y-хромосомы.

Как объясняют историки в своей статье, опубликованной в научном издании The European Journal of Human Genetics, сравнение по гаплогруппам и митохондриальной ДНК дает наибольший процент точности, поскольку данные структуры неизменно присутствуют у всех общих родственников.

Анализ показал, что у всех троих Бурбонов наблюдается одна и та же гаплогруппа, присущая этой династии. При сравнении гаплотипов на основе 38 коротких тандемных повторов Y-хромосомы наибольшее несовпадение в четыре повтора наблюдалось у Акселя и Жоао Энрике, в то время как большинство остальных совпали. Это подтвердило относительно близкое родство всех трех нынешних представителей дома Бурбонов.

Затем ученые провели сравнение полученных данных с пробами, извлеченными из предполагаемой головы Генриха IV и крови, приписываемой Людовику XVI. У образца крови Людовика с современными Бурбонами сошлось лишь 17 тандемных повторов, при этом у них было выявлено 25–26 мутационных различий в сегментах, что, по мнению ученых, неизбежно при смене поколений.

Образцы, изъятые из возможной головы Генриха IV, показали еще более худший результат — всего шесть совпадений тандемных повторов, в которых было замечено восемь мутационных различий.

Исследователи также провели сравнительный анализ образцов митохондриальной ДНК.

Как оказалось, материал, изъятый из головы, имеет совсем другую гаплогруппу, нежели образцы, взятые у представителей дома Бурбонов. Это означает, что голова никак не могла принадлежать Генриху IV, а митохондриальный анализ лишь подтвердил эту гипотезу.

Также не нашлось подтверждения и тому, что образец крови на платке действительно был взят у Людовика XVI. Несмотря на совпадение по ряду коротких тандемных повторов, у современных Бурбонов не наблюдается схожей гаплогруппы, что означает невозможность прямого родства представителей данных образцов.

Как полагают ученые, частичное совпадение образцов может быть просто стечением обстоятельств или свидетельством очень дальнего родства, не связанного с основной линией престолонаследия.

Если же предположить, что голова действительно принадлежит монарху, то это, по мнению исследователей, может означать лишь одно: Генрих IV, как родоначальник рода, не является биологическим отцом следующего монарха — Людовика XIII. Хотя, как считают историки, подобные дворцовые интриги наверняка бы нашли отражение в записях того времени.