Успокоился и немедленно выпил

Найден ген, ответственный за мобилизацию организма в экстремальной ситуации и за склонность к алкоголизму

Ген, который стимулирует выработку гормона устойчивости организма к стрессу, при модификации может повышать склонность человека к алкоголизму. Ученые обнаружили, что макаки-носители мутантного гена более склонны к употреблению алкоголя.

Метод снятия стресса и борьбы с депрессией при помощи зеленого змия не нов — не зря за победами в боях древнерусских героев следовало употребление хмельного меда, бойцам Великой Отечественной полагались фронтовые сто грамм, а напивался с горя хоть один раз в жизни, наверное, каждый человек. Согласно недавнему опросу SuperJob, в современной России 42% населения снимают стресс от работы с помощью алкоголя. Однако для разных людей употребление такого «антидепрессанта» имеет очень разные последствия. Одни продолжают «лечиться» в случае надобности, другие же, как ни печально, становятся алкоголиками.

За привыкание к алкоголю в стрессовых ситуациях ответственна мутация гена, регулирующего выделение гормона кортиколиберина.

Исследование, опубликованное в Proceedings of the National Academy of Sciences, показало, что мутация этого гена вызывает более агрессивную реакцию организма на внешние раздражители, а также усугубляет подверженность алкогольной зависимости.

В экстремальной ситуации нейронные сигналы в мозге инициируют кортиколиберин (кортикотропин-рилизинг-гормон), который, в свою очередь, действует на переднюю долю гипофиза и вызывает там секрецию кортикотропина. Этот механизм запускает в организме режим активации внутренних и поведенческих реакций на стресс, организм мобилизуется и более эффективно противостоит экстремальной ситуации. За действие кортиколиберина отвечает особый ген — CRH. Однако слишком эффективное его действие может привести к депрессиям, посттравматическому стрессу и алкогольной зависимости.

В частности, было выяснено, что гиперактивная пептидная система CRH у крыс ведет к росту потребления алкоголя. На следующем этапе исследования влияние полиморфизма CRH на потребление алкоголя было выявлено у макак-резусов. В группу для исследования были включены взрослые животные, которые перенесли стресс в раннем возрасте (были разлучены с родителями), а также животные, которые жили обычной жизнью. Ученые провели для них тест гена CRH, а также исследовали их поведение в стрессовой ситуации. Сравнение этих данных показало, что носители аллели Т этого гена ведут себя более агрессивно, чем носители аллели С. Кроме того, носители аллели Т употребляли больше алкоголя. Более всего были склонны к алкоголизму носители аллели Т, перенесшие детский стресс.

На основании этих данных врачи из американского Института алкогольной зависимости предлагают лечить алкоголизм на генетическом уровне.

Они считают, что блокирование активности гена CRH может избавить человека от алкогольной зависимости. Что ж, будем надеяться, что им удастся создать настоящий механизм лечения, который вытеснит с рынка «волшебников» и шарлатанов, обещающих мгновенное исцеление, и поможет людям. А все мы постараемся бороться с ежедневными стрессами не с помощью алкоголя, а с помощью чая с пустырником или мятой и здорового сна.