Батьке простили старые грехи

С Минска сняли большую часть санкций

Денис Лавникевич (Минск) 15.02.2016, 18:58
Darko Vojinovic/AP

Европейский союз снял большинство санкций с высокопоставленных чиновников Белоруссии, включая Александра Лукашенко, сообщили «Газете.Ru» в МИД Евросоюза. Теперь им разрешен въезд на территорию ЕС. Также сняты санкции в отношении десятка белорусских предприятий, аффилированных с «семьей» главы государства. Тем не менее Белоруссия остается «под наблюдением» ЕС — в случае новых нарушений прав человека санкции могут ввести вновь.

Глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер сообщил в понедельник в Брюсселе, что Евросоюз договорился о новой политике в отношении Белоруссии, благодаря чему может быть снято большинство санкций как с самой страны, так и с ее президента. «Хорошая новость состоит в том, что мы в Европе, в ЕС договорились о новом взаимодействии с Белоруссией в будущем. Там произошли изменения. Вчера белорусский глава МИДа в Мюнхене вновь подтвердил мне, что и там хотели бы другой политики с ЕС», — сказал Штайнмайер.

И в самом деле, главы МИД Евросоюза на заседании в Брюсселе приняли решение о снятии большинства санкций с Белоруссии, а также лично с президента Александра Лукашенко. Кроме Лукашенко из-под санкционного режима выведены еще 170 человек — высокопоставленных чиновников и известных бизнесменов.

Всем им кроме разрешения вести дела с зарубежными структурами вернули также право на въезд в ЕС.

Под санкциями остаются четыре человека, которых ЕС считает причастными к исчезновениям оппозиционных политиков в 1999–2000 годах. Это Владимир Наумов (бывший министр внутренних дел), Виктор Шейман (бывший глава администрации президента), Юрий Сиваков (в период исчезновения политиков занимал должность главы МВД) и Дмитрий Павличенко (командир бригады спецназа внутренних войск МВД). Также оставлен в силе запрет на поставки Минску «оружия, полицейской техники, а также техники двойного назначения, которая может быть использована для внутренних репрессий».

Руководители ЕС особо оговорили, что структуры ОБСЕ продолжат мониторинг ситуации с правами человека в Белоруссии. И если возобновятся, например, репрессии в отношении оппозиции или независимых СМИ, Евросоюз сможет в любой момент вернуть санкции против Белоруссии.

«Могу лишь позавидовать Александру Лукашенко как частному лицу, которое сможет познакомить своего младшего сына с Лувром, Прадо и Уффици на вполне законных визовых основаниях — если, конечно, захочет этого, — иронизирует известный белорусский политический аналитик Александр Федута. — Но вот полноценного сотрудничества с Брюсселем и Страсбургом, как мне кажется, ему придется подождать. Мяч находится на белорусской стороне поля: Европа ждет реальной демократизации белорусского политического режима».

То есть, хотя формально политические санкции с официального Минска снимаются, исправить имидж Александра Лукашенко на Западе будет намного сложнее. Тем более что впереди (осенью нынешнего года) парламентские выборы, а в Белоруссии пока не наблюдается тенденции ни к проведению выборов честно, ни к свободе СМИ, ни к развитию гражданского общества. По сути, санкции сняли за три заслуги Александра Лукашенко: превращение Минска в переговорную площадку для сторон украинского конфликта, освобождение политзаключенных в августе 2015-го и проведение президентских (пере)выборов впервые без насилия в отношении оппонентов Лукашенко.

Белорусский санкционный список впервые был сформирован после президентских выборов 2006 года по причине «многочисленных нарушений прав человека». Осенью 2008 года, во время очередного потепления между Минском и Брюсселем, ЕС приостановил действие этих санкций с мотивировкой «освобождение политзаключенных и улучшение ситуации с правами человека».

Поводом для возобновления и даже усиления санкций стали президентские выборы 2010 года. Точнее, жестокий разгон массовой акции протеста против их фальсификации — тогда за решеткой оказались более 700 человек, включая семерых из десяти кандидатов в президенты. С тех пор действие санкций ежегодно продлевалось, а список невъездных в ЕС чиновников и бизнесменов периодически изменялся.

В октябре 2015 года, после окончания президентских выборов, Евросоюз на четыре месяца заморозил санкции против 171 физического и 10 юридических лиц Белоруссии. Действие санкций было приостановлено в том числе в отношении Александра Лукашенко и его старших сыновей Виктора и Дмитрия, главы Центризбиркома Лидии Ермошиной, министра информации Лилии Ананич, председателя КГБ Валерия Вакульчика и его предшественника Степана Сухоренко. В списке предприятий — те, которые связаны с лицами из «ближнего круга» белорусского президента (компании «Трайпл» и «Раковский бровар», футбольный клуб «Динамо», «Простор-Трейд», «АкваТрайпл»), а также те, через которые идет торговля белорусским оружием («Белтехэкспорт», «Белтех Холдинг», «Спецприборсервис»).

После заморозки санкций довольно быстро возросла интенсивность контактов между официальным Минском и европейскими столицами. Например, столицу Белоруссии посетила делегация руководства БДИПЧ ОБСЕ с итоговым докладом миссии по наблюдению за президентскими выборами. А когда в Европе начали обсуждать полную отмену санкций и пересмотр политики в отношении белорусского руководства, в Минск зачастили заместители министров иностранных дел из Австрии, Великобритании и Германии.

Что же касается экономической составляющей санкций, то, по мнению экспертов «Газеты.Ru», санкции ЕС, будучи в основном политическими, и прежде не оказывали особого влияния на торговлю между Белоруссией и ЕС. Так что и их отмена не станет некой панацеей для анемичной белорусской экономики.

«Я бы сильно не преувеличивал финансовые бонусы, которые может получить Беларусь. Мне кажется, и у белорусского (и у российского, кстати) политического бомонда принято преувеличивать возможность выделения помощи со стороны международных финансовых организаций, таких как МВФ, в увязке с какими-то политическими составляющими, — говорит старший аналитик финансовой компании «Альпари» Вадим Иосуб. — На самом деле такой прямой связи нет. Есть набор требований со стороны МВФ, которые включают структурные реформы в экономике. И политическое потепление между Западом и Беларусью совсем не означает, что МВФ снимет свои требования по реформам и будет автоматически выделять деньги».

По мнению Вадима Иосуба, то же самое касается и размещения еврооблигаций — кстати, действовавший ранее режим санкций никак не мешал Минску размещать такие облигации на финансовом рынке ЕС. Всего было размещено два выпуска, один из которых уже погашен.

Во всей этой истории с санкциями есть один очень интересный момент. Внутри Белоруссии достаточно много тех, кто открыто выступал против снятия европейских санкций, и тех, кто не высказывался публично, но очень надеялся, что санкции сохранятся. Причем эти противники снятия санкций представляют собой совершенно разные края политического спектра.

С одной стороны, за продление санкций выступали многие представители оппозиции, убежденные, что хотя градус репрессий и понизился, но в стране так и не начались демократические перемены. А минувшие выборы президента прошли хоть и без насилия со стороны власти, но все же с многочисленными фальсификациями, о чем руководству ЕС отлично известно. С другой стороны, возобновление санкций выгодно прежде всего промышленно-аграрному лобби в правительстве, продвигающему существующую социально-экономическую модель. Для таких лоббистов продление (а точнее, возобновление) санкций означало бы окончательный отказ президента от реформ, а значит, ослабление политики ограничения инфляции, вновь началась бы щедрая раздача субсидий и льгот неэффективным предприятиям, возобновилось государственное планирование и т.д.

«Отмена санкций со стороны ЕС может быть полезной для Беларуси. Теперь важно действовать правильно. Не надо переоценивать себя и думать, что сейчас откроется ларчик с кредитами и поддержкой «за глаза» и позиции «не до конца с Россией», — считает лидер гражданской кампании «Говори правду» Андрей Дмитриев. — У нас есть возможность получить поддержку и провести реформы в Беларуси, которые обеспечат развитие страны, важно ей воспользоваться и не испортить ничего».

Парламентские выборы, конечно, будут одним из критериев при дальнейшем анализе. По мнению Дмитриева, «смотреть нужно не только на ЕС как таковой, но на те страны, которые с нами по соседству, именно они сегодня заинтересованы в совместной работе».