Счастливые люди Донецка

На чем зарабатывают предприимчивые жители Донбасса

Дмитрий Кириллов (Донбасс) 22.01.2016, 12:28
Работницы краснодонского хлебозавода «Золотой урожай» на линии по производству заготовок... Сергей Филатов/РИА «Новости»
Работницы краснодонского хлебозавода «Золотой урожай» на линии по производству заготовок для булок в одном из цехов предприятия в городе Краснодоне Луганской области

С падением курса рубля и цен на нефть в России все более популярными становятся апокалиптические ожидания и сценарии. Между тем жизнь продолжается при любом курсе доллара. И эту самую обычную жизнь при рухнувшей экономике вполне можно посмотреть, изучить и примерить на себя. Причем недорого и относительно рядом — в Донецке и Луганске. «Газета.Ru» убедилась, что многим жизнь в кризис даже нравится.

Добраться до Донецка из Москвы можно несколькими маршрутами за разную цену. На автобусе за сутки за 2,5 тыс. руб. или быстро — самолетом и такси. Маршруты разработаны до мелочей и не только в Москву.

«Знаешь, мы научились обходить блокпосты и считать время, а не деньги, — рассказывает Андрей, крупный донецкий бизнесмен. — Поездка из Донецка в Киев может длиться сутки, с очередями на блокпостах, а то и двое. Меня отвозят машиной до Успенки (это поселок на границе с самым известным в здешних местах пограничным переходом. — «Газета.Ru»), там я перехожу границу пешком (избегаю автомобильных очередей) и сажусь к таксисту, постоянно обслуживающему наше предприятие. Он везет меня к московскому рейсу в Ростов-на-Дону, потом я лечу в Москву, а оттуда с пересадкой в Киев. На все — 12 часов! Так вот и живем, и работаем».

Такси от Успенки до Ростова-на-Дону совсем недавно, до доллара по 83 руб., стоило 2 тыс. руб., самолет в Киев через Москву — еще $300.

В Донецке не работает железнодорожный вокзал, разрушен аэропорт и ходит российский рубль. Территория ДНР умещается на куске земли 100 на 40 км и очевидно не может быть сколько-нибудь значимым рынком сбыта. Но бизнес здесь есть, и в последний год появилась куча чисто местных «стартапов». При любом кризисе люди продолжают есть хлеб, мыть голову и пользоваться транспортом. И делают это за деньги. А значит, эти деньги кто-то зарабатывает.

«Газета.Ru» решила исследовать работающие модели бизнеса в Донецке. Этот опыт может быть полезным.

В ресторане на бульваре

Если присмотреться, Донецк полон счастливых людей, зарабатывающих неплохие для этих мест деньги. Просто надо знать, где этих людей искать. Например, в ресторанах на бульваре Пушкина. Здесь даже бывают аншлаги.

«Ты знаешь, а мне нравится вести бизнес в Донецке, — рассказывает предприниматель, связанный с розничной торговлей. — Здесь все, как в хорошие девяностые годы. Во-первых, очень короткое «плечо» для решения любых вопросов с властью. Все можно решить относительно дешево, кроме того, значительно облегчилось выделение земли под киоски и магазины на городском уровне. Во-вторых, нет большой конкуренции. Все, что ни завезешь, — все продается! С производством здесь, конечно, плохо. Но производство — это не про меня».

Один из маркеров современного бизнеса в Донецке — анонимность собеседников. Большинство из них живут между Донецком и Киевом, платя налоги туда и сюда.

Налоги в ДНР — это с точки зрения украинского закона как минимум «финансирование терроризма и создание организованных устойчивых террористических групп», что обещает от 8 до 12 лет лишения свободы.

Недавно прогремела новость об аресте одного из крупных донецких бизнесменов. Владельца крупнейшей местной типографии арестовали в Киеве и препроводили в СИЗО в Мариуполе, где он просидел два месяца в общей камере. Подобные предприятия очевидно находятся под контролем ДНР, но СБУ доказывало, что учредитель получал доход со своего предприятия и сотрудничал с ДНР посредством выплаты налогов и прочего. Поскольку сам он в ДНР был не вхож, а налоги и заказы кто-то исполнял, налицо, по версии следствия, «террористическая группа». 22 декабря мариупольский суд выпустил бизнесмена под подписку о невыезде, и с того дня никто не знает, где он находится. На допросы он не явился, документы его остались в СБУ, на одном из центральных украинских каналов вышел сюжет о продажных судьях, что выпускают «министров печати ДНР», с фрагментом записи допроса и прослушки его телефонных переговоров.

На всякий случай сообщим: в ДНР министерства печати никогда не было, но кого это в общем-то интересует? Мощный сигнал бизнес принял, понял и не высовывается без особой надобности.

Сергей, розничный торговец, умудряется завозить товар даже с украинской территории. Дыры в линии фронта есть, утверждает он, особенно если объем перевозок невысок и не нуждается в задействовании грузового транспорта. В республике сложно найти приличные трусы, колготки, нормальную косметику — все это предметы массового спроса, на которых можно сейчас неплохо заработать.

Другой ловкий человек, Виталий, живущий на два города, Донецк и Одессу, гордо продемонстрировал зал своей квартиры, полы которого заставлены флаконами шампуней, кремов и прочей нужной украинской всячины. Все это было не в ящиках, потому как было привезено в Донецк в сумках в багажнике его универсала. «Вот это можно грузовиками везти, улетает в любом количестве!» — возбужденно говорит Виталий, показывая коробочку с недорогой краской для волос украинского производства. Виталий не пропадет: прошлым летом с тем же энтузиастом он возил из близлежащей Волновахи молочные продукты, в неделю делал три ходки, на жизнь вполне хватало. Сейчас ситуация стала жестче, и Виталий перешел на более «денежноемкие» и компактные товары.

В Донецке большой дефицит качественных и недорогих продуктов вообще и продуктов бытовой химии в частности. Ввиду очень небольшой покупательской способности населения местные супермаркеты везут из России и Белоруссии самые дешевые товары, создавая миф об общем низком качестве всего российского. Пиво здесь, как правило, из Владикавказа, газировка — из Нальчика. Очень популярны белорусские водка и молочные продукты. Вместо колы на полках стоит завезенная из республик Северного Кавказа «Реал-кола» и тому подобные заменители. В ходу самые недорогие сырные продукты. Правда, тут просвет есть за счет украинских поставок. Сыр, как нескоропортящийся товар, все же довозят через Россию.

«Это возможно и в нынешних условиях…»

«Сходите на радиорынок на «Маяке» — там есть несколько фирм, что обнуляют IMEI-код телефонов. Прослушка после этого практически невозможна!» — посоветовали знающие люди в правительстве ДНР.

Радиорынок действительно есть, и фирмы такие в Донецке тоже существуют. Но работают только с кнопочными телефонами старых образцов, не имеющими выхода в интернет. IMEI-код обнуляют за 300 руб. Недорого, но и гарантий особых не дают. В ситуации, когда на территории ДНР работают два украинских оператора, спрос есть. Как на дешевые трубки, так и на обнуление кодов. Особенно у ополченцев.

Еще очень ходовая услуга — снятие наличных с банковских карт. Многие получают пенсии на карты украинских банков. Наличные можно получить в конторках, которых тут много: все они переводят деньги с вашей карты на свою, а вам дают свои же наличные. Почем услуга? До 31% от суммы!

Нормально пошел бизнес, связанный с интернет-магазинами. Они есть, но доставки товаров на эту территорию нет. Появились фирмы с правильными названиями типа «Еду домой». Специализация — оплата интернет-покупок и доставка их как с территории России, так и Украины. Побочный бизнес — вывоз различного барахла из брошенных квартир. Везут плазменные телевизоры и мебель, бытовую технику и дорогие сердцу старые вещи. Были бы деньги.

Дорогой сердцу холодильник, к примеру, доставить из Донецка в Волноваху обойдется в 3,5 тыс. руб. Обязательное условие — наличие всех чеков и паспортов. На блокпостах периодически борются с мародерством.

Отдельная тема — документы. За два года в ДНР десятки тысяч людей достигли 16-летнего возраста, подошли к возрастному порогу, когда нужно менять фото в паспорте, но потеряли документы в военных действиях. Дети могут выехать в сопровождении взрослого в возрасте 16 лет по свидетельству о рождении для получения паспорта. Но так поступают не все. У многих родители работают в структурах ДНР или воюют. Есть множество обстоятельств. Для обхода их существуют фирмы, заполнившие своей рекламой центр города. Фото в паспорте меняют без выезда заявителя за 1,5 тыс. грн (4,9 тыс. руб. — «Газета.Ru»), оригинал справки об идентификационном коде — за 1 тыс. грн (3000 руб.), новый паспорт обещают сделать за пару месяцев и 5,2 тыс. грн (16,9 тыс. руб.). Что интересно, работают только с теми, кто проживает на территории контролируемой ДНР. Остальным приходится нелегко. Татьяна, к примеру, прописана в поселке Красногоровка, это «серая» зона, сейчас она занята ВСУ. У нее за смену фото в документе взяли по двойному тарифу, а через месяц без объяснения причин вернули и паспорт с прежним фото, и деньги.

На двух донецких перекрестках корреспондент «Газеты.Ru» получил 17 разновидностей бумажных рекламок. Там были русская баня, выкуп автомобилей с украинской регистрацией, запчасти на машины, три автосервиса, один ресторан, новый интернет-магазин внутри ДНР, ремонт квартир и даже юрист со слоганом на визитке «Это возможно и в нынешних условиях…». В общем, жизнь кипит.

Прибыльный маршрут

Отдельная тема — транспортная логистика. Ни авиасообщения, ни железнодорожного у ДНР с внешним миром нет. На первый план выходят владельцы автобусов. На итоговой пресс-конференции за 2015 год рассказали о 29 абсолютно новых маршрутах, которых до 2015-го в Донецке не существовало. Это автобусные рейсы на Ростов-на-Дону, Москву, Волгоград, Анапу, Миллерово, Новочеркасск, Краснодар, Сочи, Старый Оскол, Брянск, Санкт-Петербург, Ейск, Пятигорск, Орел, Симферополь, Ялту, Севастополь.

Хороший доход приносит и частный извоз. Поездка в Мариуполь из Донецка обходится в 300 грн с человека по максимуму и в 150, если по минимуму. Снуют рейсы до линии блокпостов.

Особую известность приобрела линия доставки граждан от Майорска до Артемовска. Держат монополию родственники местного мэра Артемовска Александра Ревы.

Автобусы курсируют до блокпоста Майорска, это самый короткий и прибыльный маршрут в области, на который пограничники пускают автобусы только одного автопредприятия.

Главные пассажиры — пенсионеры. Большинство из них получают пенсии по обе стороны линии противостояния. Пенсионеров в ДНР около 700 тыс. Это столько человек получают выплаты в рублях в местном пенсионном фонде. В последнее время в правительстве ДНР появилось подозрение, что около 10% из них приезжают с украинской территории. Пошел обратный поток людей, готовых получить деньги, если их дают. Точных цифр не знает никто, но последние попытки усложнить пересечение линии противостояния со стороны ДНР и провести «инвентаризацию» через выдачу паспортов как раз вызваны в том числе беспокойством и по этому поводу.

То, что пенсионный туризм запустился и в обратную сторону, невозможно отрицать. Источник называет число в 2 тыс. человек, которые прибыли в ДНР из Харьковской и Луганской областей и заявили о пропаже украинских паспортов. В этом случае люди получают временный документ ДНР и… становятся на учет в пенсионный фонд самопровозглашенной республики. А потерян ли паспорт на самом деле и получают ли они пенсию еще и в своем украинском доме — вопрос, как говорится, интересный.

Регистрация на границе в электронной базе паспортов всех въезжающих и выезжающих, что идет на блокпостах линии противостояния уже пятые сутки и обернувшаяся очередями в сотни машин, резко осложнила поездки. Но при этом никто пока причину многочасовых пробок не убирает. Потому что это первая попытка поставить под учет перемещения граждан. В ДНР поговаривают, что многие чиновники перед назначениями сначала ездят на «утверждение» в областное управление СБУ в Мариуполе.

Об особенностях заработка в Донецке можно писать бесконечно. Тут и сдача черного и цветного лома, и продажи бензина, и особенности обмена валюты, и работа местной табачной фабрики «Хамадей», и линия по разливу водки торговой марки «Олимп». Есть в Донецке вполне «рабочий» туристический бизнес и охранные структуры. Но речь идет не о бизнесменах, а об обычных людях. Сейчас у многих из них начинается хорошее время. Время для «стартапов» по торговле подержанной одеждой, открытию столовых и выпечке хлеба, вытачиванию уникальных пламегасителей на автоматы и ремонту дизельных генераторов, разборке подержанных авто и перепродаже запчастей. Все это вполне надежно кормит семьи.