Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«В Донбассе и нормальные люди есть»

Альпинист Олег Палий рассказал «Газете.Ru», как на Кавказе открыли пик ДНР

Альпинисты Донбасса покорили ранее неизвестную высоту — на картах Приэльбрусья она значилась как №3795 возле российско-грузинской границы. Теперь они подали документы, чтобы высоту назвали пиком Донецкой народной республики. В МЧС инициативу уже поддержали, а в Федерации альпинизма России, где тоже нужно получить согласие, отнеслись к затее отрицательно. Известный альпинист Олег Палий рассказал «Газете.Ru», зачем жителям Донбасса нужен в России пик ДНР.

Руководитель экспедиции альпинист Олег Палий вернулся с вершины два дня назад. Сам поход на вершину №3795 финансировало министерство спорта ДНР, а поездка обошлась бюджету «Новороссии» в 70 тыс. руб.

— Проблема в том, что неоткрытых и неназванных вершин у нас практически не осталось, в Карпатах, например, их искать вообще бесполезно. На Эльбрусе тоже по пальцам пересчитать. Вершина эта, не покоренная до нас никем, находится у самой грузинской границы, уже за российской погранзаставой. Поэтому согласовывать поездку и восхождение с российской погранслужбой ФСБ пришлось несколько месяцев, — рассказывает Палий «Газете.Ru». — Придумал эту акцию Сергей Исаев, президент Федерации альпинизма ДНР, он же все согласовывал с российской стороной. Мы получили полную поддержку в МЧС, и с нами на вершину поднимался российский спасатель.

— У вас в ДНР обстрелы, конституционный переворот на днях был, а вы вершины штурмуете, флаги устанавливаете. К месту ли это сейчас?

— Большинство считает, что из ДНР нормальные люди давно уехали, в Донбассе остались только наемники и сепаратисты. А мы хотим показать, что в Донбассе нормальные люди есть. И жизнь нормальная тоже есть, поэтому и придумали такую акцию. А жизнь ведь продолжается! Я работаю в детском центре альпинизма, у нас сейчас ребят и студентов больше стало, чем до войны. Конечно, многие кружки и секции по городу закрылись, а наш центр остался, и он бесплатный для всех, а нашу работу финансирует республиканский спорткомитет. А идея назвать вершину в честь нашей республики пришла после того, как в честь Дня победы мы установили на Эльбрусе флаг Новороссии и снаряд с именами павших защитников Донбасса. Люди должны знать, что у нас не только воюют!

— Сложное было восхождение?

— Окончательное добро на восхождение мы ждали в базовом лагере Приэльбрусья, что в ущелье Адыр-Су, его все альпинисты знают. Так вот — пять дней ждали, и дождь лил как из ведра. А как разрешение нам дали, так погода шикарная установилась. И все три дня, пока шло восхождение — день подхода, штурм и день отхода, — на небе не было ни единой тучки.

А потом нам вручили сертификат, в котором написано, что «на правах первовосходителей вершине присвоено название пик Донецкой народной республики».

— Мало подать документы в МЧС, чтобы вершине присвоили то или иное имя. Нужно еще получить согласие в Федерации альпинизма России. В пресс-службе федерации «Газете.Ru» сказали, что «стараются держаться от политики подальше», предпочитая давать вершинам имена первооткрывателей. А Александр Одинцов, председатель квалификационной комиссии, которая будет рассматривать вашу заявку, сказал, что относится к вашей затее отрицательно...

— Мы пока подали документы, монтируем фильм о восхождении, хотим рассказать о нашем походе журналистам. Обычно от момента подачи до вынесения решения проходит от полугода до года. Так, например, было на Тань-Шане, где пять лет назад мы открыли пик Шахтера Украины (высота 5132 м). А вообще у нас была разработана большая программа в рамках популяризации Донбасса, которая называлась «Уголь Донбасса на вершинах мира», в ходе нее символика Донецкой области и уголь Донбасса были занесены на высшие точки всех континентов, а имидж Донбасса как альпинистского края в глазах мировой общественности значительно возрос.

Самая большая мечта у меня — поднять флаг ДНР на Эверест. Пока она выглядит совершенно несбыточной, из области фантастики. Это и поездка очень дорогая, и заявку надо подавать за несколько лет вперед — слишком много желающих там оказаться. Но если не мечтать, то и не сбудется. А так мы поставим цель и будем искать возможности.

А сам я на Эвересте уже дважды бывал, хотя тоже до последнего не верилось, что это вообще возможно. В 2008 году у нас была чисто донецкая экспедиция от министерства угольной промышленности. Сначала мы опускались в самую глубокую шахту, это было в Макеевке, шахта Бажанова, на глубину 1322 м, и оттуда вырубали каждый по кусочку. Нас было четыре человека, которые отправились на Эверест, у нас не было шерпов, всю снарягу тащили сами. До вершины дошли трое: капитан команды Сергей Ковалев из Харцызска, Игорь Стороженко из Макеевки и я из Горловки, — и каждый оставил там по нашему донецкому угольку. Четвертого наш товарищ приболел, а там, на высоте, любой насморк может развиться в отек легких и привести в итоге к смерти. Короче, слава богу, товарища нашего вовремя доставили к врачам, все обошлось. А мы шутим, что наш Эверест выше всех на целых 1322 м.

Что думаешь?
Загрузка