«Носороги» на замену «Мистралям»

Чем российский флот может заменить французские вертолетоносцы

Денис Тельманов 12.01.2015, 12:01
Большой десантный корабль Тихоокеанского флота Виталий Аньков/РИА «Новости»
Большой десантный корабль Тихоокеанского флота

Перспективы передачи России в наступившем году вертолетоносцев проекта «Мистраль» остаются весьма туманными. «Газета.Ru» решила выяснить, какие корабли займут место, где должны базироваться корабли «Владивосток» и «Севастополь». Окончательное решение о замене еще не принято — на флоте пока ждут «Мистрали», но несколько вариантов их замены уже обсуждают. Весьма актуален и вопрос об использовании базы, подготовленной под «Мистрали».

Источник в военно-промышленных кругах рассказал «Газете.Ru», что одним из вариантов замены «Мистралей» является восстановление советских больших десантных кораблей (БДК) проекта 1174 «Носорог». Сейчас на консервации находится два судна этого проекта — «Александр Николаев» и «Митрофан Москаленко». Чтобы их восстановить, потребуется несколько лет и миллиарды рублей.

«Там, во-первых, нужно обследовать корпус, насколько он изношен, что нужно поменять. Наверняка уже сгнили легкие алюминиевые переборки, возможно, требует замены обшивка. Ну и во-вторых, нужно полностью менять все оборудование на современное», — рассказал «Газете.Ru» высокопоставленный представитель Невского проектно-конструкторского бюро (ПКБ), разрабатывавшего «Носороги».

По его словам, бюджет восстановительных работ еще не просчитывался.

«Все будет зависеть от денег. Чем больше будет на это выделено, тем больше людей смогут этим заняться. Сначала нужно разработать техническое задание, это можем сделать мы с руководством ВМФ, а потом нужно будет выбрать завод, который займется модернизацией. Причем это должен быть большой завод. Если там будет работать 1,5 тыс. человек, из которых 500 выделят на ремонт, а 300 — на этот корабль, то такой ремонт затянется лет на десять», — отметил представитель Невского ПКБ.

Он привел пример проекта модернизации авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», превращенного в индийский авианосец «Викрамадитья». «Этот проект занял восемь лет даже на «Севмаше», а возможностями «Севмаша» сегодня не обладает ни одна другая верфь. Конечно, «Горшков» в четыре-шесть раз больше «Носорогов», но и «Севмаш» загружен сейчас по полной программе и заниматься этим не будет», — пояснил собеседник «Газеты.Ru».

На балтийском заводе «Янтарь», где строили оба корабля, «Газете.Ru» подтвердили, что готовы принять заказ на модернизацию «Москаленко» и «Николаева», однако не раньше 2018 года. При этом представитель завода предположил, что разумнее будет задействовать в модернизации один из дальневосточных судоремонтных заводов с привлечением специалистов с других предприятий.

Военный эксперт, основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев пояснил «Газете.Ru», что без значительных переделок «Носороги» не смогут заменить «Мистрали», а серьезные изменения могут по стоимости догнать создание нового корабля.

«Во-первых, «Носороги» — это корабли времен «холодной войны», предназначенные в первую очередь для десантирования танков. По тяжелой технике его высадочные возможности, вероятно, даже лучше, чем у «Мистралей», но держать на борту десантно-ударное вертолетное соединение без значительных переделок не получится», — отметил Корнев.

По его словам, в качестве штабного корабля для участия в удаленном конфликте низкой интенсивности «Носорог» уступает «Мистралю», но опять же, «если планируется перестройка кораблей в нечто «мистралеподобное», стоить это будет сопоставимо со стоимостью нового корабля, а сроки и эффективность такого решения вызовут много вопросов».

Не менее актуальный вопрос, как будет использоваться база во владивостокской бухте Улисс, выстроенная специально под «Мистрали».

Представитель Тихоокеанского флота пояснил «Газете.Ru», что каких-то особых задач по ее заполнению во Владивостоке нет, поскольку там и так уже базируется больше 20 боевых надводных и подводных кораблей Тихоокеанского флота.

«База сама по себе универсальная. Там кроме них будут стоять и другие корабли, гораздо большие, в том числе и подводные лодки, и корветы, которые придут к нам в 2015 году», — пояснил представитель флота. Он отказался обсуждать типы кораблей, которые займут место «Мистраля».

«Мистраль» может стоять где угодно, даже в Неве. Поэтому он может встать у любого пирса, главное, чтобы позволяла длина. Поэтому какого-то особого места для «Мистралей» не было. Да, построены новые пирсы, но там могут стоять любые корабли», — отметил собеседник «Газеты.Ru».

Он добавил, что идея восстановления «Носорогов» обсуждается регулярно, однако подчеркнул, что у них есть своя база в Фокине. «Там находится их соединение десантных кораблей, они там и будут стоять, какой смысл их перебазировать», — пояснил представитель ТОФ. При этом он подчеркнул, что «база не пропадет».

Экс-командующий Тихоокеанским флотом и войсками Восточного военного округа адмирал Константин Сиденко пояснил «Газете.Ru», что окончательную расстановку кораблей Тихоокеанского флота будет определять его командующий. При этом он подчеркнул, что новая база — это серьезное приобретение для ВМФ, независимо от наличия «Мистралей».

«Этот причальный комплекс, который там сейчас строится, может все, принять любые силы флота. Это не только причальная стенка, это энергосистема, подача топлива. Это полностью система базирования кораблей.

Это только плюс, что у флота появится такая система. Так что мы ничего не теряем. Но я думаю, что «Мистрали» все равно будут», — подчеркнул Сиденко.

«Что было бы, если бы мы вместо покупки заморского чудо-вертолетоносца начали бы строить свои? — задается вопросом Дмитрий Корнев. — Начнем с того, что еще ВМФ СССР планировал начать строительство серии вертолетоносцев «Херсон». Конечно, по своей архитектуре это был «советский вертолетоносец времен Устинова» (Дмитрий Устинов — министр обороны СССР в 1976–1984 годах. — «Газета.Ru»), но «свой»! В то же время прорабатывалось еще несколько вариантов корабля — носителя вертолетов и самолетов ВВП без богатых десантных возможностей, но местами весьма похожего на «Мистраль».

Вполне может быть, что если бы в свое время было принято решение вместо покупки хорошего иностранного корабля начать проектирование и строительство чего-то своего, то сейчас уже завершалось бы проектирование и велась подготовка задела какого-то универсального вертолетоносца одного из питерских КБ».