Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Войска бы не отправила, но и на референдум не согласилась бы»

Шотландский экономист рассказал о том, что такое «третий путь» для Шотландии

За два дня до референдума в Шотландии его результаты кажутся совершенно непредсказуемыми. Экономист Бен Томпсон, глава института «Реформируя Шотландию», — один из тех, кто выступает за «третий путь»: больше свободы, но в составе Великобритании. В интервью «Газете.Ru» он рассказал, что в принципе сделало референдум возможным, как бы на него отреагировала Маргарет Тэтчер и что лично он будет делать, если Шотландия все-таки отделится.

— Какую роль националистическая идея играет в борьбе за отделение Шотландии?

— Не думаю, что большую часть населения можно отнести к националистам, но примерно 30% испытывают сильные чувства к Шотландии и их можно отнести к таковым. В основном это мужчины среднего возраста, которые верят в идею сильной нации. Другие 30% жителей хотели бы сохранить прежнюю систему, а оставшиеся 40% желают увидеть какие-то перемены: чтобы не все решения принимались центральным правительством и было больше власти на местном уровне. Даже Шотландская национальная партия уже согласилась с тем фактом, что многие голосующие за нее не являются националистами, а скорее заинтересованы в улучшении экономической ситуации.

— Вы тоже считаетесь сторонником «третьего пути» — остаться в Великобритании, но получить больше полномочий. В чем суть этого подхода?

— Сегодня Шотландия несет на себе бремя расходов на уровне 60% национального бюджета — это и образование, и здравоохранение, и местное самоуправление, в то время как за Лондоном остаются такие сферы, как оборона и внешняя политика.

Проблема в том, что Шотландия получает лишь 10% доходов. Но если вы отвечаете за 60% расходов, вы должны отвечать за большее количество доходов.

Хочу отметить, что юнионистские партии (лейбористы и консерваторы, выступающие за сохранение единства страны. — «Газета.Ru») только сейчас заговорили о том, что «средний путь» существует, после того как поняли, что могут проиграть референдум.

— Экономика Шотландии серьезно интегрирована в британскую. Какие могут быть последствия отделения?

— Если экономика Шотландии и будет затронута, то лишь в краткосрочной перспективе, когда увеличатся расходы на ведение бизнеса, но со временем это наладится.

Главная проблема — политическая: в случае если Шотландия отделится, надо понять, как это отразится на ситуации в Европе, где есть Бавария и Каталония.

С моей точки зрения, они могут посмотреть на это как на мирную возможность получить больше региональной автономии, но внутри единой Европы.

— Можно ли сказать, что национальные государства потеряли свое былое значение из-за глобализации?

— Ни одна страна не может себя чувствовать в изоляции, когда речь идет о проблемах экологии или регулировании финансовой системы.

Нельзя больше жить на острове, потому что даже у вас в России предприниматель может вести бизнес в одной стране, а производство иметь еще где-то.

Этот процесс нельзя сегодня контролировать в пределах одного государства. Каждая страна сегодня смотрит на то, как формируются ее отношения в глобальном мире. Такие вопросы, как оборона, больше не лежат в сфере компетенции одной страны, которая воюет с другой, а превращаются в проблему глобального характера. Поэтому чем больше в стране автономий для регионов, тем больше вы создаете условий для роста глобальных институтов.

— Часть российских экспертов из консервативного лагеря сравнивают референдум в Шотландии с крымским. Как вам такая аналогия?

— На референдуме в Крыму прямо не спрашивалось: «Хотите ли вы независимости или оставаться частью Украины». Он был сильно усложнен. Вообще, я думаю, в будущем вы увидите, что российские регионы получат больше автономии и благодаря этому одновременно станут частью Европы и глобального мира.

— Сегодня мы живем в другом мире, но, как вы думаете, если бы референдум попытались провести во времена Маргарет Тэтчер, отправила бы она войска в Шотландию?

— Войска бы не отправила, но никогда не согласилась бы на референдум.

Никто бы тогда на это не согласился, было бы сказано, что Шотландия — часть Великобритании, и точка. И это хорошо, что политики сегодня открыты для обсуждения таких тем.

Надо отметить, что сама по себе идея референдума возникла совершенно неожиданно: я не думаю, что Алекс Салмонд (первый министр Шотландии, лидер шотландских националистов. — «Газета.Ru») думал, что он получит большинство на выборах и сможет его провести. А когда Кэмерон (Дэвид Кэмерон, премьер-министр Великобритании. — «Газета.Ru») столкнулся с этим, он и не предполагал, что существует вероятность проиграть.

Однако одна из интереснейших составляющих этого процесса — то, что он мирный: никого не ранили, никого не убили, не было массовых протестов. Поэтому происходящее можно рассматривать как идеальный пример.

— Вы основали свой экспертный институт, посвященный шотландской проблематике, бросив успешную работу в бизнесе. Что изменится для вас лично, если Шотландия станет независимой?

— Конечно, мне будет грустно покинуть Великобританию, но если таков выбор, то нет места сожалениям и надо двигаться вперед и делать все, чтобы система работала. И если Шотландия будет независимой, я хотел бы, чтобы Шотландия стала лучшим местом на свете.

Новости и материалы
Названа дата первого пуска водородной ракеты «Ангары-А5В»
В Москве первоклассник обвинил преподавателя ритмики с 20-летним стажем в избиении
Шойгу раскрыл потери ВСУ с начала СВО
Опубликовано видео задержания диверсанта за подготовку теракта в Брянске
Крым предложит ужесточить законодательство в отношении мигрантов
Украина запросила аварийные поставки электроэнергии из-за рубежа
Шойгу назвал число уничтоженных украинских беспилотников за время СВО
Подмосковные врачи вытащили из желудков двоих детей деньги, съеденные во время игры
В России прекратили сборку автомобилей Dongfeng
Кулеба высказался об ограничении консульских услуг для украинцев за рубежом
Зарплаты россиян оказались значительно меньше необходимой для ипотеки суммы
Экономист оценил влияние мер российских властей на курс рубля
Названа общая проблема ЦСКА и «Спартака»
На Крымском мосту усилят досмотры в преддверии праздников
Ольга Орлова показала свою гардеробную
Российские регионы оценили по эффективности
Новый кроссовер Chery iСar 03 приедет в Россию под другим брендом
В Днепре сообщили о взрывах
Все новости