В одиночные пикеты не собираться

Мосгордума отвела для оппозиции «специальные места», но запретила устраивать автопробеги по Садовому кольцу и собираться поодиночке

Мария Макутина, Ирина Резник, Полина Матвеева, Екатерина Винокурова, Жанна Ульянова 26.12.2012, 21:14
Автопробеги, которые до сегодняшнего дня не требовали согласования с властями, теперь будут... Митя Алешковский/ИТАР-ТАСС
Автопробеги, которые до сегодняшнего дня не требовали согласования с властями, теперь будут запрещены в пределах Садового кольца

В Москве вводится запрет на одиночные пикеты, если они, по мнению властей, «объединены единым организатором и единой целью». Также по столичному Садовому кольцу нельзя будет ездить на автомобиле, если он украшен белой лентой или каким-то другим протестным символом. Нарушителям грозят штрафы до 600 тысяч рублей. Правда, в Москве будут созданы аналоги Гайд-парка, в которых будет разрешено проводить акции протеста без согласования с властями. Оппозиция боится, что и они превратятся в своего рода «резервации» для митингующих. Такие поправки в московский закон о митингах приняла в среду Мосгордума.

Мосгордума на своем последнем заседании в этом году приняла сразу в трех чтениях законопроект «О внесении изменений в Закон города Москвы от 4 апреля 2007 года № 10 «Об обеспечении условий реализации права граждан РФ на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований».

Законопроект предполагает создание в Москве «Гайд-парков», в которых будет разрешено проводить акции протеста без согласования с властями. При этом тот же закон вводит запрет на автопробеги по Садовому кольцу, по которому нельзя будет ездить, например, с белой лентой, но можно с российским флагом, поясняют московские депутаты. Также столичные парламентарии ввели ограничения на проведение одиночных пикетов.

Законопроект был внесен в Мосгордуму неделю назад. То, что он предусматривает создание в столице аналогов Гайд-парка, было известно давно, однако сегодня в документе появились две новые поправки, которые значительно ужесточили проведение акций протеста в Москве.

Так, автопробеги, которые до сегодняшнего дня не требовали согласования с властями, теперь будут запрещены в пределах Садового кольца.

26 февраля этого года этим воспользовались участникам оппозиционной акции «Белое кольцо» или «Большой белый круг». Люди с белыми лентами не только стояли по периметру всего Садового кольца, к акции присоединились московские автомобилисты.

Согласно формулировке поправки, внесенной главой комиссии Мосгордумы по безопасности Инной Святенко, теперь запрещается проводить публичные акции с использованием транспортных средств по Садовому кольцу и в его пределах. В Мосгордуме появление этой инициативы объясняют сложной дорожной обстановки в центре столицы и заботой о горожанах.

Святенко сообщила «Газете.Ru», что внесла эту поправку, «так как к ней, как к депутату от Центрального округа, обратились москвичи с жалобами, что они устали от мельтешения флагов и звуков клаксонов».

«У нас только в течение этого года таких жалоб поступило около 800», — рассказал «Газете.Ru» первый заместитель руководителя департамента региональной безопасности столицы Василий Олейник.

При этом московские законодатели затрудняются четко определить, какие именно публичные акции на транспорте будут попадать под новый запрет. Как пояснила «Газете.Ru» Инна Святенко, речь идет только о колоннах машин, чья акции имеет политический характер.

«Одна машина не создает проблем, две машины — это уже колонна. Десантники с флагами, водители с георгиевскими ленточками, свадебные кортежи не попадут под запрет», — сказала она.

По ее словам, санкции по нарушению этой нормы пока не определены, они появятся позже в КоАП Москвы.

Однако Олейник в разговоре с «Газетой.Ru» отметил, что даже один автовладелец может попасть под запрет, если будет ехать с плакатом. «В законе предусмотрены только одиночные пикетирования, а что касается проведения публичного мероприятия с транспортом, то это законом это не регламентируется», — сказал он, добавив, что если водитель держит флаг России, то ограничения на него распространяться не будут,

так как это символ государства. По его данным, водители, нарушившие запрет будут наказываться согласно ужесточенной депутатами Госдумы этим летом статье 20.2 КоАП РФ. Она предусматривает штраф за нарушения на митингах до 300 тыс. рублей для граждан (было 2 тыс. рублей) и 600 тыс. рублей для должностных лиц (было 50 тыс.).

Еще одна поправка, принятая в среду московскими депутатами, вводит ограничение на проведение одиночных пикетов, которые стали популярны в столице в последнее время (например, пикетирование зданий судов, в которых проходят политические процессы, или зданий Госдумы и Совета федерации, рассматривающих непопулярные законопроекты).

Теперь закон четко определяет минимально допустимое расстояние между лицами, осуществляющими одиночные пикетирования, в 50 метров. Это максимальная величина, предусматриваемая федеральным законом.

Однако и этого расстояния может оказаться недостаточно, чтобы не попасть под штраф. Согласно поправке, если одинокие пикетчики «объединены единым организатором и единой целью», то тогда эти акции признаются публичным мероприятием с участием двух и более лиц, даже если расстояние между ними превышает 50 метров.

Более ожидаемым изменением в московский закон о митингах было создание специально отведенных площадок в Москве, на которых

с 1 января 2013 года будет разрешено проводить акции без подачи уведомления. Речь идет об аналогах Гайд-парка — Парке Горького и «Сокольниках».

«Законопроект определяет, что в специально отведенных местах можно будет проводить коллективное обсуждение общественно значимых вопросов без подачи уведомления для любого количества участников с соблюдением нормы заполняемости территорий», — сказал на заседании МГД Василий Олейник. Ранее заместитель мэра столицы Александр Горбенко сообщал, что площадка для митингов и выступлений в Парке Горького будет рассчитана на 2000 человек, в Сокольниках — на 2500.

Для проведения акции достаточно разместить заявку на специальном сайте, который будет создан к концу января следующего года. Между тем, как писала ранее «Газета.Ru», согласно законопроекту, по факту уведомительный порядок проведения пикетов и митингов сохранится даже в «Гайд-парках».

Уведомление властей подменяется «информированием». «Организатор публичного мероприятия при намерении использовать специально отведенное место для проведения публичного мероприятия информирует об этом уполномоченный орган в срок не позднее трех дней до дня проведения публичного мероприятия», — гласит законопроект. Необходимость такой нормы обосновывается «предоставлением площадки в порядке очередности по времени поступившей информации».

Кроме того, законом запрещается использование конструкций и дополнительного оборудования, если это потребует выполнения специальных работ по их монтажу и демонтажу.

Участвующие в заседании Мосгордумы коммунисты выступили против ограничений на проведение протестных акций. Владимир Святошенко отметил, что автопробеги в Москве проводится нечасто и не создают проблем. По его словам, проблему пробок нужно решать другими способами.

«Мы считаем этот закон антинародным, антиконституционным и антидемократическим», — заявил лидер фракции КПРФ в МГД Андрей Клычков. По его мнению, минимальное расстояние между одиночными пикетами необходимо также сократить.

Координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает запрет на публичные акции на транспорте «бредом» и «агонией» властей. «Белый круг» был не акцией, у него не было организатора, просто люди ехали по Садовому кольцу, и у них на машине была белая символика.

Иметь что-то повязанное или наклеенное на машине никто не может запрещать, машина — это частная собственность», — считает Шкуматов.

По его мнению, «столичные власти боятся массовых протестов против того беспредела, который творится с платными парковками в центре Москвы, и против выделенных полос».

Депутат Госдумы от «Единой России», председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков, устраивавший оппозиционные автопробеги до конца 2006 года, пояснил «Газете.Ru», что он убедился в неэффективности подобных акций. «Они лишь создают проблемы для движения в Москве», — уверен он теперь.

Опрошенные «Газетой.Ru» оппозиционеры считают, что поправки московских депутатов нарушают их конституционное право на свободу собраний.

Член Координационного совета оппозиции, сопредседатель партии ПАРНАС Борис Немцов, один из организаторов протестных акций зимой 2011—2012 года, сказал, что найти иные слова, кроме «деградация», в ответ на последние инициативы Мосгордумы крайне сложно.

«Я жду, когда они примут закон, запрещающий людям дышать в пределах Садового кольца. А кто хочет дышать — валите за МКАД, скажут они. Понятно, что Мосгордума боится собственного народа, боится панически,

ясно, что они деградировали, а к тому же аморальны: например, сегодня перед Советом федерации полиция задерживала только людей, которые против запрета на американское усыновление для сирот, которых не забрали российские родители, но не трогала тех, кто за этот закон. Понятно, что поправки в закон о митингах противоречат Конституции, гарантирующей свободу собраний», — возмущался Немцов. Политик добавил, что отказываться от уличных акций оппозиции не собирается и 29 декабря члены Координационного совета подадут в мэрию заявку на 13 января на марш в центре Москвы с требованием отмены принятого запрета на американское усыновление сирот и за роспуск Госдумы.

Координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов опасается, как бы под видом создания «Гайд-парков», власти не попытались ограничить проведение массовых акций в других местах.

«Главное, чтобы эти парки не стали своеобразными резервациями для сгона туда людей. То, насколько просто оппозиции будет воспользоваться этими площадками, покажет время», — сказал он.

«Абсурд: почему с российским флагом можно ездить в пределах Содового кольца, а с политическими лозунгами или партийной символикой нет? Я думаю, это предмет для разбирательств в ЕСПЧ», — возмущается член Координационного совета оппозиции, член бюро политсовета движения «Солидарность» Сергей Давидис. Он также считает, что одиночные пикеты не уйдут из практики.

«Доказать единство цели у пикетчиков будет крайне сложно. К тому же гражданин не обязан договариваться ни с кем, чтобы убедиться, не повторит ли он чью-нибудь цель», — размышляет оппозиционер.