Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Кремль разработает план обороны

Президент продолжает разграничение полномочий между Генштабом и Минобороны

Владимир Путин внес в Госдуму поправки к федеральному закону «Об обороне». Нововведения предусматривают разработку плана обороны страны, а также вводят понятие «территориальная оборона». Эксперты говорят об усилении контроля президента над вооруженными силами и увеличении влияния Генштаба на принятие нормативных документов, касающихся обороны.

Президент Владимир Путин внес на рассмотрение в Госдуму проект федерального закона о внесении изменений в закон «Об обороне» и ряд других законодательных актов. На сайте Кремля размещена пояснительная записка к законопроекту.

«Федеральный закон «Об обороне» дополняется статьей 2, согласно которой в целях планирования и осуществления мероприятий в области обороны разрабатывается план обороны Российской Федерации, включающий в себя комплекс взаимоувязанных документов военного планирования», — говорится на сайте президента.

В закон будут внесены изменения, уточняющие полномочия президента и правительства в области обороны, в том числе разграничение полномочий при разработке и утверждении плана обороны.

«Законопроектом также предусматривается отнести к полномочиям президента утверждение положения о Генштабе», — говорится в документе.

Новая редакция закона «Об обороне» также содержит определение понятия «территориальная оборона», ее план утверждается президентом.

Глава Общественного совета при Минобороны, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко считает, что предлагаемые изменения позволят президенту более качественно решать вопросы национальной безопасности, а план национальной обороны станет важным документом не только стратегического, но и тактического значения. В нем будут детализированы меры решения военных задач, которые будут касаться не только собственно флота, армии и авиации, но и иных силовых структур, таких как ФСБ или внешняя разведка.

«Изменения выглядят вполне логично: положение о Генштабе будет утверждать президент как верховный главнокомандующий, а Генштаб займется разработкой плана национальной обороны. Этот план, в свою очередь, позволит интегрировать все силовые структуры в единый контур для решения задач обеспечения военной безопасности и военного суверенитета страны. Похожая схема действовала во времена СССР», — говорит Коротченко.

По его мнению, Путин занялся организационными изменениями в вопросах системы национальной военной безопасности, так как считает задачу сохранения военного суверенитета страны особенной актуальной в свете последних мировых событий.

«Сейчас происходит развал устройства того мира, о котором в свое время договорились ведущие мировые державы после окончания Второй мировой войны. Но сейчас мы видим случаи военной агрессии против суверенных государств, как, например, в ситуациях с Ливией, Ираком, Афганистаном, и власть делает все необходимые шаги, чтобы подобного сценария России избежать», — отмечает эксперт.

Директор анализа стратегий и технологий Руслан Пухов отмечает, что пункт об утверждении положения о Генштабе ведет за собой усиление роли президента как верховного главнокомандующего в вопросах обороны и что последствия такой централизации всегда зависят от личности самого президента: «Если президент молодой и разумный, то и такие шаги разумны».

Глава центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок считает, что предлагаемые изменения направлены в целом на упорядочивание системы обороны государства, чем с 90-х годов власть не занималась.

«В последние 15 лет планы военной доктрины разрабатывались разными лицами и представляли из себя набор не состыкованных друг с другом документов. Что касается территориальной обороны, то ей также не уделяли достаточного внимания, фактически, мобилизационная готовность страны была утрачена, и сейчас власть делает шаги по ее восстановлению, — говорит Цыганок. — Надо понимать, что мобилизационная готовность предусматривает не только наличие сценариев действий на случай военного положения, но и постоянно действующей в мирное время системы поддержания мобилизационной готовности и обороноспособности. План национальной обороны как комплекс мер для мирного и военного времени — это первый серьезный шаг за много лет, направленный на решение этой задачи».

Заместитель главного редактора «Ежедневного журнала», военный эксперт Александр Гольц обратил внимание «Газеты.Ru» на то, что предлагаемые изменения носят в первую очередь организационный характер, и высказал предположение, что за ними может стоять прежде всего Генштаб, который хочет получить право разрабатывать новый стратегический документ.

«Еще с советских времен отношения между Генштабом и Минобороны чрезвычайно запутаны, и, кто именно осуществляет оперативное управление войсками, до сих пор непонятно, так как по ряду позиций это делает Генштаб, по другому ряду положений — Министерство обороны. Новое положение об утверждении положения о Генштабе президентом похоже на новый шаг в этой бюрократической игре, хотя судить о том, кто в итоге победит в результате бесконечного перетягивания этого каната, сложно», — считает Гольц.

Положение о создании плана национальной обороны Гольц находит странным, так как в любой стране, в том числе в России, существуют секретные планы боевого реагирования на военную угрозу, которые подчиняются единому плану обороны: «Можно подозревать, что и это положение в проекте изменений в закон является результатом неких внутренних интриг между военными ведомствами, так как можно опять же предполагать, что именно Генштабу поручат разработку нового секретного документа, и это повысит его роль в глобальной структуре оборонных ведомств… Возможно, это попытка создать некий единый глобальный план и навести общий глобальный порядок, так как подобные документы существовали всегда».

Наконец, в части территориальной обороны Гольц считает, что из пояснительной записки пока неясно, как именно будет изменена эта системы.

«Если власть дойдет до того, чтобы зафиксировать сам принцип территориальной обороны в той части, что резервисты призываются только по месту проживания, это был бы гигантский шаг вперед, но пока об этом говорить преждевременно», — отмечает эксперт.

Новости и материалы
Стало известно, когда Швеция направит войска в составе НАТО в Латвию
Нейросети научились определять либералов и консерваторов по фото
В Белоруссии заявили об узаконивании Западом военной силы
В Волгограде на участника СВО напали, избили и украли у него три млн рублей
«Большая семерка» намерена решить вопрос о конфискации доходов от активов РФ до лета
Двоих военных задержали по подозрению в убийстве пятерых человек
Россия может понизить дипотношения с Вашингтоном в случае конфискации ее активов
На Украине суд избрал меру пресечения наместнику Святогорской лавры
Уровень воды в реке Ишим достиг 1145 см
Люся Чеботина про обнаженную фотосессию: «Я бы согласилась»
47-летняя Шакира снялась в прозрачном боди без бюстгальтера для обложки журнала
В чемпионате России по футболу хотят видеть клубы из Абхазии
Жена Канье Уэста вышла на публику в микрошортах после домогательств
Российскому подростку выстрелили в голову из пневматического оружия
Пожарные ликвидировали открытое горение в кафе в Нижнем Тагиле
В Грузии предложили ЕС помощь в сохранении традиционных ценностей
В Польше гражданина РФ приговорили к 2,5 года тюрьмы
Филипп Киркоров согласился приютить всю семью Тодоренко в своем особняке
Все новости