Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Каково быть русской в Италии

Самые интересные истории новых итальянок

«Газета.Ru» поговорила с россиянками, живущими в Италии, и выяснила, что они полюбили в своей новой стране, а к чему до сих пор не могут привыкнуть.

Марина. Искусствовед, гид сервиса необычных экскурсий «Трипстер» в Риме

Я мечтала исследовать пирамиды майя в Мексике и была очарована испанским языком, а оказалась в Италии, замужем за итальянцем. В Риме живу уже третий год.

Первое, что приятно удивило меня в Италии, было дружелюбие итальянцев, особенно по отношению к иностранцам. А неприятно — грязь на улицах (и не потому, что не убирают, а потому, что самим римлянам лень протянуть руку и выбросить бумажку в мусорный бак), отсутствие развитого общественного транспорта, полный хаос в бюрократии, очень высокие налоги, отсутствие меритократии и возможности карьерного роста.

Со временем я обнаружила, что многие (по счастью, не все) итальянцы очень консервативны. И дело касается не только гастрономии, но и целей в жизни. Целью многих является получение «теплого» рабочего места с постоянным контрактом, когда работника становится практически невозможно уволить, и дальнейшая пожизненная синекура.

Люди не хотят рисковать, пробовать что-то новое, совершенствоваться, им достаточно регулярной зарплаты в размере 1500 евро и соцпакета.

Может быть, виной тому кризис, хотя, по-моему, культ постоянного места работа был в Италии и до кризиса.

Именно такой, как я и ожидала, оказалась манера вождения итальянцев: все бибикают, торопятся, жестами посылают друг друга куда подальше, вытворяют такие фокусы на дороге, что лучше заранее запастись валерьянкой. Но зато я теперь знаю лучшее средство от депрессии: когда кажется, что все в мире — тлен, нужно найти на Youtube видео по запросу «парковка в Неаполе». Смех гарантирован!

Живя в Италии уже несколько лет, я до сих пор не могу привыкнуть к растущим просто так на дороге лимонным деревьям и сине-фиолетовой дымке на горизонте с виднеющимися вдали горами. Только здесь по-настоящему понимаешь, что такое воздушная перспектива в живописи эпохи Возрождения.

Я люблю Италию за гремучую смесь искусства, археологии, природных красот; за смесь разгильдяйства и гениальности местных жителей.

Жизнь в Италии меня изменила, застенчивую по натуре, — мне пришлось пересилить себя, научиться искусству так называемого small talk, больше улыбаться и выключить «Dostoevsky face».

Элла Мартино, автор трех кулинарных бестселлеров, повар, дегустатор оливкового масла холодного отжима

Я с детства мечтала об Италии — учила язык, историю. Потом познакомилась с будущим мужем, вышла замуж и переехала на ПМЖ. В Италии живу уже 14 лет, четвертый год — в Тоскане.

Первые два года адаптации были очень сложными. Пришлось привыкать к итальянскому менталитету, новым людям в моей жизни, к семье мужа, даже к климату. Со стороны все казалось какой-то сплошной сказкой, но на деле выяснилось, что у итальянцев много стереотипов.

Например, они очень сильно привязаны к семье, и авторитет мамы непререкаем — как для мужчин, так и для женщин. Пришлось подстраиваться, менять себя.

Но вообще Италия оказалась лучше, чем я думала. Невероятная еда, потрясающая архитектура и природа этой страны никогда меня не разочаруют. И люди потрясающие — добрые, отзывчивые, великодушные. Я им очень благодарна: они позволили мне стать тем, кем я стала, — писателем, фотографом, профессиональным поваром и дегустатором оливкового масла холодного отжима.

Семья моего мужа пробудила интерес к приготовлению еды: сейчас изредка варю борщ — они его любят.

Иногда делаю пельмени или оливье для друзей. Готовила эти блюда даже в звездном мишленовском ресторане на стажировке у известного шефа Роберто Аллокка — и был невероятный успех. Шеф хвалил меня!

После отъезда из России прошло уже много лет — и я очень изменилась. Стала итальянкой. Все друзья мне об этом говорят, хотя я себя чувствую русской на 100% и всегда чувствовала. Русской, которая по уши влюблена в Италию. Это самая большая моя любовь...

Моя деятельность связана с итальянской кухней, еду и вино я боготворю. Даже во Франции нет таких продуктов, которые есть здесь.

Потрясающие сочные фрукты и овощи, фантастические дикорастущие травы, много сыров, очень вкусное мясо, морепродукты, рис, паста, лучшее в мире оливковое масло и многое другое. В этом вся суть Италии. Квинтэссенция.

Гала, проектный менеджер, переводчик

В моей жизни все, что получается (или не получается), — всегда из-за любви. В Риме я живу уже шесть лет — и все из-за итальянского мужа! Никогда не хотела покидать Петербург: я обожаю перемещения, но при условии, что всегда возвращаюсь. Даже работу переводчика и проектного менеджера я выбрала, чтобы связать Италию и Россию.

В Италии меня прежде всего удивила психологическая хрупкость молодежи — а считаться молодежью здесь можно почти до 50.

Едва ли не у каждого третьего здесь — любовно пестуемые страхи. Если у человека нет клаустрофобии или акрофобии, тогда он боится либо самолетов, либо собак, видит у себя последнюю стадию ожирения или еще что-то такое. В любом случае, психотерапевты в Италии более чем востребованы.

Еще я до сих пор не могу привыкнуть к тому, что здесь едят строго по графику. Если ты не успеваешь пообедать в промежуток с 12.00 до 14.00 — все.

В туристическом районе забегаловки для путешественников могут быть открыты, но рассчитывать на большее, чем размороженная еда, не придется. Терпите до ужина! Ни ресторанов, ни магазинов, работающих 24 часа, в Италии нет. Для наших соотечественников это сплошная трагедия!

В Италии я очень люблю… итальянцев! За их умение наслаждаться жизнью, фантазию, стремление к красоте. И, конечно, за богатое культурное наследие, присутствие которого ощущаешь практически везде, даже в каждом самом забытом уголке. Здесь нет уродливых городов.

Каждый итальянец бесконечно гордится местом своего рождения — неважно, Рим это или крошечное поселение, которое с трудом находит ваш навигатор.

Одно только итальянское искусство, от этрусков до эпохи Возрождения, уже оправдывает существование людей на Земле! Не зря раньше художественное образование считалось неполным без поездки в Италию.

Иногда я думаю о том, как меня изменила Италия. Парадоксально, но, живя за границей, я все больше чувствую свои корни. Приятно, когда тебя принимают за итальянку: не зря, значит, учила язык, но для меня важно сохранить свою самоидентификацию.

Всегда чувствуешь на себе ответственность как на представителе страны, города… По тебе судят — и мне важно, чтобы судили хорошо.

Евгения Селищева, гид и организатор путешествий по Апулии и югу Италии

10 лет назад я решила узнать, что такое жизнь в Италии, и это оказалось увлекательной трансформационной игрой с большим количеством неожиданных премий. Например — ритм жизни, в котором все успеваешь и никуда не надо бежать. Правда, перед тем как получить этот бонус, пришлось изрядно помучиться.

С первой же минуты в Италии мне пришлось бороться с собственным ощущением времени и без конца подводить стрелки — в основном назад.

Пару лет спустя обнаружила, что теперь странным образом никуда не опаздываю, а если опаздываю, то ненамного, а если и намного, то это нестрашно и поправимо.

К разным аспектам тягучего итальянского времени привыкаешь постепенно. И если устроить кофейную паузу в разгар рабочего дня, бросая все как есть на 15 минут, чтобы перезагрузиться, поболтать с барменом и прочитать очередную остроумную цитату на пакетике сахара, мне понравилось сразу, то вот с сиестой долгое время отношения не выстраивались.

Под укоризненные и насмешливые взгляды итальянцев я пыталась дозваниваться кому-то в два часа дня или тащить всех на прогулку сразу после воскресного обеда. Пальцем у виска не крутили, но качали головой и разводили руками: иностранка.

Не могу сказать, что теперь я каждый день устраиваю себе тихий час (хотя и такое тоже бывает), но все же с уважением и пониманием отношусь к праву каждого человека замедлить темп, не отвечать на несрочные телефонные звонки и не решать несрочные вопросы в обеденный и послеобеденный перерыв.

Главное — работается после этого гораздо лучше, успеваешь больше и уровень фоновой тревожности заметно снижается.

Но самое прекрасное в итальянском восприятии времени касается ощущения возраста. Приехав в Италию в 22 года, я обнаружила, что мне как будто подарили дополнительные десять лет! В кармане у меня уже был университетский диплом, а вокруг меня все охали и ахали: как же такой юный птенец может самостоятельно вылетать из гнезда!

Поначалу раздражало, но со временем я вошла во вкус. И пока мои итальянские сверстники «решали, кем будут, когда вырастут», я самостоятельно нашла работу на страдающем безработицей юге, потом преподавала в университете своим же сверстникам, а потом открыла собственное дело.

В новых обстоятельствах я очень оценила и тот заряд активности и предприимчивости, который получаешь, вырастая в России.

Тягучее итальянское время оказалось идеальной средой приложения к наработанной на родине способности пробиваться.

И последнее, но не наименее важное. Визит к итальянскому доктору — это дополнительная доза молодости и оптимизма. Включая гинеколога.

Что думаешь?
Загрузка