На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Записки из лагеря

Леха Андреев о жизни в семейном лагере

,
Когда я рассказывал знакомым, что собираюсь в лагерь с детьми, некоторые особо офейсбученные спрашивали: «К Бахтину, что ли?» Вот же удивительная сила русской блохосферы! Из любой блохи можно слона сделать, но слон всегда только один на каждую тему. Поэт — Пушкин. Фрукт — Лимонов. Детские лагеря — ну конечно, тот парень из глянца.

Это при том, что летних лагерей сейчас великое множество, самых разных. И чтобы их создавать, вовсе не нужно работать в напомаженных журналах. Даже наоборот, противопоказано. Так что на вопрос о Бахтине я отвечал прямо: «Нет, я еду в настоящий семейный лагерь». Ну а для тех, кто еще не бывал в семейных лагерях или хотел бы организовать свой, опубликую здесь некоторые кусочки из моего дневника.

От редакции. Мы публикуем фрагменты из дневника главного редактора интернет-проекта для современных родителей «Летидор» Лехи Андреева, рассказавшего по просьбе «Газеты.Ru» о своей жизни в семейном лагере.

Первый день: озеро и лес

Вышли из поезда и вот уже едем на базу в автобусе. Дети восхищаются коровами и аистами, пасущимися вдоль дороги.

Приехали, получили домик — самый ближний к озеру, ура! Позавтракали и побежали купаться. Озеро огромное и тихое, вода теплая, пляж песочный, очень удобный для детей: берег пологий, без обрывов. Мой сын Кит сразу увлекся плаванием на плоту, который собрали в первую смену из нескольких камер.

А дочь Ева после купания побежала играть в хороводные игры. На удивление — безо всякой стеснительности, которая у нее бывает в городе.

План занятий пока еще уточняется, но Кит уже нашел себе одно — бисероплетение, благо ведущий, Леша, сидит со своей семьей в столовой за нашим столом. И его дочки тут же показали Киту, какие симпатичные штуки можно делать на занятиях.

Тем временем мы с Евой в компании Ксении и ее детей прогулялись по лесу — собирали землянику и малину. Территория базы небольшая, дети сразу освоили эту звезду в три дороги, расходящиеся от нашего домика: пляж — палаточный лагерь — столовая. За столовой лестница к озеру и мостки, с которых должна ловиться рыба.

И правда, ловится: вечером сделали с Китом пару удочек из рябины. Клюет уклейка, красноперка и подлещики. Магазинное складное удилище я решил вообще не доставать. Покажем народу, как ловить рыбу без особых дорогих снастей.




А у Евы после ужина свой час чудес на центральной площади перед столовой. Сначала Соня играет с малышами в пальчиковые игры и в «язычок». (Даже после возвращения из лагеря наша трехлетка будет показывать нам эти игры каждый день!) А потом Женя рассказывает сказки на ночь... И самым гламурным зрителям уже разрешается снять розовые сапоги.

Второй день: наука и веревка


Утро начали с зарядки, которую я подписался вести. Вспомнил айкидошные разминки, вроде неплохо получилось.

После завтрака Ева сама отправилась на хороводы, вчера ей очень понравилось. А мы с Китом пошли смотреть расписание, потому что для его возраста (8 лет) сразу несколько занятий идут параллельно.

Кит выбрал рисование и астрономию. Я предложил ему еще сходить на математику, он отвечает: «Да ну, это скучно...». А потом прошел мимо беседки, где математику проводили. И увидел космические штуки, которые там делали. Сразу заявил, что завтра на математику пойдет.

Но на сегодня науки хватит: побежали на пляж, купаться и загорать! Впрочем, тут тоже своя занимательная наука есть — первая смена оставила нам Переливайки. Это такая решетка, на которую прикручены разные бутылки, воронки, пластиковые стаканы и трубки. Наливаешь воду сверху и смотришь, как она бежит из одной емкости в другую. Трубки можно перемещать с места на место, получая новые гидросооружения. Вчера я очень долго мучился, пытаясь вытащить Еву из озера. Даже с гусиной кожей, она упорно продолжала плескаться. Зато сегодня увлеклась Переливайками на берегу, и вопрос с безостановочным купанием как будто решился.

Перед полдником провел первое занятие по айкидо. Показывал, как уходить с линии атаки. Сначала без рук вообще, уход от толчка в плечо. Потом «рука-меч», от удара сверху. Потом «птичка» — выход из захвата. Во всех случаях отрабатывали тэнкан. Придумалась такая связка прямо на ходу. Потом понял: это ведь полная противоположность тому, как учат на секциях айкидо. Там начинают обычно со статики, с захватов, а потом уже идет динамика. Но, по-моему, детям гораздо понятнее, когда с динамики начинаешь. Хорошо помню это ощущение из собственного детства, игра «царь горы» — и момент вращения, когда противник сам пролетает мимо, если правильно подкрутить его. Мы, конечно, тогда не знали слова «айкидо», но люди-то все одинаково устроены, так что и техники борьбы приходят к одинаковой физике.

Детей было человек десять, и даже две девчонки. У девчонок лучше получается, чем у пацанов. Пацаны норовят выпендриться и похулиганить. Но вообще я ожидал, что народ будет постарше. А тут большинство как мой Кит — до 10 лет, поэтому тренировка получилась несколько сумбурной. Решили, что завтра для разнообразия поиграем в вышибалы. Очень айкидошная игра, между прочим.

Боялся, что Ева будет мешать на тренировке. Но она нашла себе отличное развлечение. У нашего домика, как раз у той поляны, где шла тренировка, еще в первую смену натянули стропу, чтобы ходить по ней. А рядом еще несколько лазанок и качалок. Еве это место сразу очень полюбилось: она может тут долго-долго лазить сама по себе. Впрочем, этот маятник умеет качаться и в другую сторону. После полдника Ева просится спать, но, видимо, всеобщий бодряк не дает. Она некоторое время сидит в кровати и мучает меня, требуя колыбельные. А потом, заслышав веселье за окном, вскакивает и сообщает, что спать все-таки не будет. Второй день уже такая история.

Сегодня, когда я ее пытался вот так уложить, к нам в дверь постучали две девчонки. И спросили, сколько у меня детей. Я удивился. Рассказал, что трое, но в лагерь только двое приехали. Вопрошавшие поблагодарили и ушли. Через десять минут еще одна группа детей с мамой приходит, с тем же вопросом. Оказывается, это идет игра «Бегущий лагерь». Кита я тоже отправил в нее играть, но сам не попал из-за капризов Евы. А игра оказалась из тех, которые знакомят народ друг с другом и с лагерем. Команды ищут самого юного участника лагеря или дом, в котором живут сразу два Гриши. Или вот выясняют, сколько у меня детей. И много еще таких забавных заданий. Кажется, это уже вторая игра на знакомство, которую я пропустил. Или даже третья, если считать тетрадки — нашу мы так и не заполнили пока. Есть еще бейджики у всех, они меня обычно и спасают.

Но вообще люди гораздо лучше запоминаются по их деятельности. Мужик, который показывает вечером диафильмы, — Тимур. А девчонка, которая чаще всех прибегает с вопросами по веревочным играм, — Лиза. И так далее.

Сложнее всего запоминать Наташ. Они такие все разные, а имя одинаковое и довольно частое. Надо бы всем Наташам придумать индейские прозвища! Вот Наташа-Рыболов — подхватила наше производство удочек. К ужину весь причал полон народу: одни рыбу ловят, другие рисуют, третьи смотрят на все это с удивлением.

Веревочные игры (подробнее здесь) идут на ура. Разошлись почти все веревки, что я принес, то есть метров пятьдесят. В принципе, это обычная капроновая веревка бельевая, просто надо отрезать кусок в рост человека, спаять концы зажигалкой — вот и готов инструмент для новой мании. Народ теперь по верандам играет в «колыбель для кошки» и меня спрашивают постоянно, как дальше.

Планировал в первый день показывать только самое простое — игру для двоих, но не удержался и показал индейскую астрономическую сказку про Духа Темноты с веревочными фигурами солнца, Луны и главных индейских созвездий. Теперь народ просит научить делать и одиночные фигуры. Тренировали Лестницу Якова, она же — созвездие Хлебные Крошки (Млечный Путь) у индейцев навахо.

Третий день: X-мандала и Y-хромосома


С утра пасмурно, но тепло. После зарядки показал Киту и Еве почтовый ящик на входе в дом. Там обнаружилось три настоящих бумажных письма для нас!

Это вчера взрослые собрались ночью и всем письма написали, чтобы запустить игру в почту. Каждому адресату напомнили, чем он отличился или чем интересовался в эти дни: кому картинку про рыбалку, кому вопрос про любимые хороводы.

А я на этом ночном собрании оценил плюсы радионяни. Вчера Ева во сне свалилась с непривычной местной кровати. Сама не пострадала, но расстроилась, что нас с Китом нет: мы рыбу ловили. Хорошо, что сосед Алексей за мной сразу пришел. А сегодня я понял, как другие эту проблему решают. Радионяня — это такая рация, которая включается на звук, когда ребенок проснулся. Очень удобно. Надо завести на следующий год.

Вместо айкидо играли в вышибалы на пляже. Повеселее вышло, даже полдник пропустили. Зато после этого Ева с Китом так увлеклись плетением мандал из разноцветных ниток, что совершенно про меня забыли. Эта занятие, кажется, становится самой успокаивающей медитацией лагеря, многие мамы тоже втянулись. Забавно, что проводит эти медитации Женя, приехавшая в лагерь с тремя детьми. Вот у кого стоило бы поучиться тем мамашам, которые считают, что один ребенок их очень загружает.

Вообще идея семейного лагеря во многом противоположна классическим пионерским лагерям, куда родители сдают детей, чтобы отдохнуть от них. А тут наоборот, сами родители — вожатые и преподаватели. В чем смысл? Да хотя бы в том, что маленькие дети в первую очередь учатся у родителей. И лучше всего копируется то, что самих родителей увлекает. Но у каждого родителя круг увлечений ограничен. Значит надо собрать несколько увлеченных родителей, чтобы они по очереди показывали детям свои профессии или хобби. И стимулы тут понятные: своим детям не будешь впаривать чушь, значит и всей остальной компании тоже не будешь, тут ведь короткие цепочки связей, все на виду. Идеи эти у меня давно в голове витают, но вот поглядеть на практике довелось впервые. Работает.

«Пап, смотри, наш клиент!» — говорит Ева, заметив пацана с веревочным кольцом. Ага, процесс идет. Пока дети крутили мандалы, я посидел один в таком спокойном преддождевом настроении. Вспомнил кучу веревочных фигур, и перед ужином показал народу сразу три веревочные сказки (о том, что это такое, можно прочитать здесь). А после ужина плавно перешли на мастер-класс по одиночным фигурам. Кит помогает и учит всех желающих делать Чашку, Эйфелеву башню, Гарпун и Рыбу.

Ночью семинар для взрослых про то, как учить детей математике, чтобы было нескучно. Женя показывает разные игры из своей игротеки. Я для себя отметил три новые интересные: Swish, Make&Break, «Мосты и берега». В свою очередь, показал народу свой Калах с крымскими камешками и попутно задумался о роли азарта в обучении. С одной стороны, соревнование — хороший стимул для роста. С другой, Кит довольно болезненно реагирует на проигрыши, причем это ведь следствие обучения. Гол в футболе — чисто символическое достижение, тут не может быть врожденной реакции. Получается, что я сам научил его испытывать сильные эмоции по поводу таких символических достижений. И в некоторых случаях такой азарт может быть деструктивным.

Забавно, кстати, наблюдать отношения мужчин в группе, где их значительно меньше половины. Вот как у нас в лагере: на три десятка мам лишь около десятка пап. В таких условиях между мужчинами практически нет конкуренции. Даже разговоров нет характерных. На обычном курорте встречаются два мужика и уже через пять минут говорят либо про Самую Крутую Тачку, либо про Самый Мощный Смартфон. А здесь вместо этого каждый из мужчин спокойно занимается каким-то своим делом. Кто швец, кто жнец, кто на дуде игрец. От этого наблюдения хочется сразу перечитать что-нибудь из Маркова — про организацию общин у первобытных людей или даже у обезьян. Хочется вспомнить про полигамию загадочного Востока и еще более загадочных мормонов. Как будто мы тут восстановили какую-то забытую, но очень правильную пропорцию человеческого сообщества.

Но при здравом размышлении понимаешь, что структура эта существовала всегда. Просто раньше кровожадная Y-хромосомная избыточность мужского населения саморегулировалась очень грубым способом — войной. Потом способы конкуренции стали более ботаническими: бизнес, политика, спорт. Затем в ход пошли порнографические методы сдерживания (просмотр чужого футбола по телевизору, чтение про чужие деньги в «Коммерсанте», суррогаты чужих чувств в выступлениях Быкова-Акунина и так далее). Ну а следующее поколение пацанов надежно кастрировано смартфонами и прочими электронными игрушками. Так что если посчитать, сколько мужчин на самом деле живут реальной жизнью, а не виртуальными войнушками, останется процентов двадцать, не более.

Четвертый день: непрограммные игры


Сегодня у нас сплошная самоорганизация в занятиях. Вроде с утра Кит пошел на рисование, а Ева на хороводы, но через некоторое время они оба почему-то оказались на «Ползучке», которая для малышей до 3 лет.

Несколько больших пенок разложено на поляне, а на пенках разные игрушки. И среди них оказался конструктор Wedgit, которым моя парочка увлекалась. Неудивительно: в него даже взрослому играть забавно. А принцип этого конструктора очень простой, я с него когда-то начал свой обзор кубиков (см. здесь): многогранники бывают не только выпуклые, но и вогнутые.

Вместо айкидо сегодня устроили футбол. Я в очередной раз пошел на поводу у детей: спросил, чего хочет большинство. Пара пацанов была за айкидо, остальные - либо за вышибалы, либо за футбол. Кстати, вполне нормальные желания для их возраста. Кит ходит на айкидо с шести лет, но честно говоря, это я его туда отправил. Конечно, он тоже сказал, что ему интересно, и первый год отходил с удовольствием. Но время от времени я его спрашиваю, интересно ли пойти на другую секцию. И вот в этом году он, кажется, больше заинтересовался футболом. И еще попросил секцию какой-нибудь гимнастики «как в цирке». Возможно, попробуем паркур.

После полдника продолжается непрограммное. Ева нашла доску c яркими цветными магнитами, которую Настя использует на математике. Вот их-то Ева и стащила. Пять штук. Дала им всем имена: Коля, Оля, Оша, Лисека и Папа. И уже полчаса рассказывает мне сказки с их участием. В сказки включаются другие игрушки и предметы. Заметила сетку для стирки белья, сложила туда весь реквизит. Пока я отвлекся — ушла на пляж, села там на карусель и продолжает сочинять сказки про семью магнитов. Магниты хорошо крепятся к железной карусели.

А Кит сам нашел себе компанию на игру в «Майю», которую привез с собой из дома. Наблюдая за ним, посмеиваюсь над собой: вот и настал тот удивительный день, который я мысленно называл «На случай плохой погоды». Именно с этой присказкой я регулярно покупал детям настольные игры, конструкторы, книжки... А потом обнаружилось, что «случай плохой погоды» — это миф из моего собственного детства. А у моих детей нет плохой погоды! Они в любой дождь и снег готовы носиться по улицам и паркам, играть в мяч и ролевые игры, устраивать всякие эксперименты... но только не за столом сидеть. И все эти коробки со «Скрэблами», все эти детские энциклопедии пылятся на полках.

А я теперь понимаю, почему у нас в детской литературе такое засилие скандинавских писателей, с которыми серьезно конкурируют разве что британцы-поттерианцы. Все потому что и у финно-шведов, и у бритов главное национальное достояние — плохая погода.

«У вас есть свободные руки?» — спрашивает меня подошедший малыш.

Я оглядываю свои руки. В одной руке палка, в другой — нож, в третьей — веревка. Нет, совсем нет свободных рук. Об этом я и сообщаю малышу. «Он хочет лук», — уточняет его мама. Ага, вот в чем дело. Я тоже сегодня к вечеру проявил спонтанность в играх и сделал пару луков. И конечно же, такую штуку сразу захотел весь лагерь, включая девочек.

Лук вообще-то лучше из дуба делать, а стрелы из клена. Но дубов тут почти нет, да и клена маловато, жалко его, так что мы используем в основном рябину, которой очень много в подлеске. Примерно на десятом луке я порезал палец и перенес луковый мастер-класс на завтра.

После ужина урок китайских иероглифов у Жени. Мы с Китом, конечно, прибежали, схватили кисточки и тушь. Но некоторая малышня, включая Еву, еще не хочет укладываться спать. Они скачут вокруг и мешают нашей каллиграфии. Что же делать? Применили к ним запрещенный прием: Лида принесла планшет со старыми мультиками. В этом лагере действительно запрещены компьютеры и игровые гаджеты. И это очень правильно. Но один разок за всю смену — можно. Тем более сегодня пятница, 13-е и вообще такой день непослушания.

А ночью взрослые играли в «шляпу». Обычно в таких играх самое смешное происходит, когда люди пытаются показать какое-то слово жестами. Но у нас было смешнее: Лена стала показывать слово, еще даже не прочитав его.

Пятый день: молотки и луки


В честь дождя проспали зарядку. Зато после завтрака развернулось массовое производство луков. Еще один папа — Влад — тоже подключился, и теперь у нас тут настоящее ополчение. Стрелы четырехлеток с таким гулким стуком втыкаются в пенопласт, что страшновато становится.

Одного бойца пришлось наказать временным лишением лука: он упорно стрелял, когда другие собирали стрелы у мишени. Кит прогулял астрономию, да и на математике, кажется, думал только о стрельбе, хотя там было занятие с красивыми развертками, которые ему обычно нравятся. Ну вот, кажется, я сам сбиваю детей с пути истинного! Надо как-то возвращать уже.
«Кит, а я слышал, что ваша преподавательница по астрономии работает в NASA...» — «Пап, ну ты думаешь, я этого не знаю?»

Во время футбола Ева осталась на игротеке в столовой, что позволило мне испытать еще две забытые радости детства — порвать штаны, а потом зашить их. Играли сегодня жестковато: пацаны уже лупят друг друг по ногам и начинают ссориться. А девчонки вообще не участвуют. Ладно, завтра попробуем пионербол.

Зато после полдника — колотилки! Тут все с удовольствием забивают гвозди: и девчонки, и самые-самые малыши. Постепенно становятся понятны задумки колотильщиков. Девочки чаще выбирают «золотые» гвоздики и делают всякие орнаменты. А пацаны сколачивают корабли.

А ночная баня у озера — очень правильная вещь, которая почему-то впервые со мной случилась. Прыгать в снег после парилки мне доводилось не раз, а вот в озеро – впервые.

Шестой день: тесто, клады и картон


Кит на рисовании, Ева на малышковой математике, а я отдыхаю — взял ведро и собираю красную смородину у въезда на базу. Вот уж наконец наемся любимой ягоды!

Хотели поставить донку, но кто-то уже выпустил всех живцов, которых с утра наловили. Пошли с Евой ловить на удочку. Но главное у нее сегодня увлечение — тесто. Выцыганила большой кусок еще до начала занятия и везде с ним ходит. А на занятии слепила рыбу и украшала ее разными семенами. Там у них горох, чечевица, бобы и так далее. Забавные объемные картинки выходят, прямо как в мультфильме «Пластилиновая ворона».

У Кита тем временем продолжается самоорганизация: нашел себе пару приятелей, теперь бегают вместе в подлеске, чего-то мутят. Я сделал вид, что не замечаю. Приятели, кстати, все старше него на два года. Игровой час перед полдником. Сегодня вместо футбола устроили пионербол. Кажется, это самая подходящая игра для нашей компании: попросили и завтра в то же самое поиграть.

После полдника — Клады в Лесу!

Женя выдает «легенды», по ним нужно идти искать. Когда клад найден, можно взять из него какое-нибудь сокровище, но надо обязательно положить взамен что-то свое. И записать в блокнот, который там же в кладе. Эта игра — замечательный способ расстаться с прошлым, которое цепляется к нам через сувениры. Я вообще очень люблю таким образом сохранять память, через разные мелкие вещицы, которые долго болтаются по карманам или дома по коробкам. Но иногда их многовато скапливается. Незадолго до отъезда гуляли в парке Горького, я там устроил раздачу таких мелочей детям в песочнице. То-то было у них удивления: каждый раз, залезая в карман, я доставал то стеклянный шарик, то желудь, то какую-нибудь пробку забавную...

Вот и тут перед игрой в клады прошелся по карманам и нашел пяток таких сокровищ. Среди них была, например, красная плетеная подвеска, связанная с теми еще временами, когда Кит только собирался родиться. Отдал ему, чтобы было что положить в клад на обмен.

Наша команда «Молния» (Кит, Леша, Саша и я с Евой) нашла аж пять кладов. Но поскольку я носил Еву по лесу на плечах, то после третьего клада разрешил пацанам самим бегать. Женя меня за это поругала: говорит, дети без взрослых иногда растаскивают клады. Но наши вроде ничего лишнего не брали. После игры все хвастаются сокровищами. Выясняется, что некоторые обменялись вещами друг с другом через клад.


Хотел после кладов поиграть в большую веревку — не тут-то было! Тимур и Настя вынесли из склада конструктор Makedo и кучу картонных коробок... ну и всех затянуло в картономанию. Малышам разрешили лазить в картонном городе, а старшим предложили самим мастерить новые дома. И те, и другие увлеклись не на шутку. Хотя, казалось бы, всего делов — просто большие пластиковые «кнопки», которыми можно скреплять картон, плюс дырокол.

Перед сном Ева впервые выступала в театре. При этом дочка заядлого ненавистника автомобилей в своей первой роли изображала легковую машину, «самую удобную и самую красивую». Диалектика, сказал бы Гегель.

Седьмой день: теплая поляна


Ева начала скучать по дому. Вчера спросила, когда поедем обратно. И еще стала активно играть с ксениным Гришей и другими малышами младше себя. Стало быть, соскучилась по младшему братцу, который остался в Москве. После завтрака сама придумала новую игру. Сначала принесла пару резиновых мячиков для Гриши, и Кит предложил устроить мастер-класс по жонглированию. Но это заинтересовало только старших, малышам же нравилось просто кидаться. Я дал им картонную коробку, Ева залезла внутрь и стала изображать «мячиковый автомат», который выбрасывает мячики, потом прячется, и все снова забрасывают мячи к ней в коробку. А потом «мячиковый автомат» усложнил игру — он начал бегать!

Макаронный мастер-класс производит неожиданный эффект: вместо того, чтобы делать бусы, многие малыши пытаются слопать макаронные изделия. Возможно, это тоже синдром скучания по городу.
Нынче ветрено, и волны с перехлестом — но за нашим домиком нашлась тихая солнечная поляна, и постепенно здесь собралось множество народу. Сначала тут обустроилась «Ползучка» с самыми мелкими. Потом Полина принесла гитару. Макаронная фабрика тоже переехала из домика на поляну, а напротив еще беседка Насти с математикой. Ева заснула под песни прямо на траве. А Кит очень удивился, откуда я столько песен знаю. Ну да, обычно дома я пою две-три перед сном, и все. А тут целый час.

Интересно наблюдать, как разные родители «включаются» с разными песнями. Женя подпевает, когда пою Янку или The Doors. А Лида — «Зимовье зверей». Галя вдруг подхватывает Есенина, у нее оказывается замечательный голос. Но дети еще больше удивляют в плане репертуара. Вчера перед вечерней сказкой я сел на скамейку у столовой среди малышей и спел «Полосандию». А потом спросил у Евы, что еще спеть.

Ну какой фаворит может быть у ребенка трех с половиной лет? «Когда твоя девушка больна!» — не задумываясь воскликнула Ева. И все подпевали, между прочим.

Вообще меня давно интересует, насколько специальные «детские песни» нужны детям. Ну то есть нужны ли они в таких количествах, как их крутят по «Детскому радио», или на разных детских мероприятиях — все эти «динозаврики», «зайчишки», «кузнечики» и прочие «лунтики»? Почему детям обязательно впаривать песни про каких-то уменьшительно-страдательных персонажей?

Есть подозрение, что все это бело-пушистое музыкальное сюсюкание, возведенное в культ, — просто способ заработка для второсортных поэтов и композиторов. И цепляет оно взрослых гораздо больше, чем детей. Когда Кит был маленький, у него главными колыбельными были «Нюркина песня» Янки и Summertime, «Светит незнакомая звезда» и «Город золотой»... Но ни разу он не просил сюсюкальных песен, которые пели в садике или в мультфильмах.

После полдника игра «Пентагон», нечто вроде «Что-Где-Когда», но на несколько команд и с подсказками. Подсказок три круга: сначала самые тонкие, потом более очевидные. В зависимости от силы подсказки дается разное количество баллов. Я как взрослый номинально присутствую в команде Кита и его приятелей. Но только для наблюдения: пацаны удивительно быстро справляются без меня. Именно в этой игре становится заметно, что Кит собрал команду «Молния» из пацанов на два года старше него. Леша и Саша моментально читают вопросы, а он медленно, но тоже угадал парочку. Лидирует в команде Саша. «Персонаж сказки. Подсказка: Монета на Руси». Саша отвечает через десять секунд: «Пятачок». Нет, я так быстро не могу. И действительно, «Молния» заняла первое место, обойдя даже команду взрослых.

Вечером два замечательных спектакля — «Иван Иваныч Самовар» по Хармсу и «Королевский бутерброд» по Милну. В первом беременная Маша очень смешно изображает самовар. А второй показывает Ксения, прямо со спящим Гришей в слинге. После спектакля публика восхищается ее бутылочными куклами — Королем и Королевой.

Вслед за спектаклями малышня смотрит диафильмы. Сегодня показывают про Карлсона. Замечаем вдруг, какие крутые развлечения там фигурируют: у Малыша была паровая машина, которую Карлсон взорвал с помощью «двух бутылок денатурата». В наши дни детей к таким игрушкам за километр не подпускают. А у меня в детстве тоже был паровой кораблик, работающий на спирту, точь-в-точь как в мультфильме Миядзаки про «Рыбку Поньо».

После детского отбоя провожу для взрослых семинар по поэзии хайку. В конце предлагаю всем написать свое трехстишие на тему «Озеро». После разбираем результаты. Лучшим объявляется трехстишие Влада:
Шумный прибой —
волны крутят педали
пустого катамарана

Очень символично, что после этого автор лучшего трехстишия спас столовую от пожара. В самом конце хайку-семинара мы унюхали сильный запах горелого мяса. Оказалось, что повара оставили на плите в кухне кастрюлю, а сами ушли и двери все закрыли. Влад залез через окно и героически сдвинул раскаленную кастрюлю с плиты, а также выключил саму плиту.

Восьмой день: квест и самоволка


- Папа, давай найдем пустую палатку и будем там жить!

День дождливый и ленивый, Ева отказалась идти на занятия, а вместо этого потребовала у меня фонарик — сидит теперь в кровати и играет в палатку. Это она вчера посмотрела, как живет палаточная часть лагеря, и теперь мечтает переехать в палатку. А дети, которые в палатках живут, точно так же думают, что в домиках круче (мне их мамы рассказали). Надо на следующий год устроить игру в обмен домами.

«Пап, хочешь покажу тебе другое озеро, где нет волн, зато есть лодка и наверное клев хороший?» Кит тоже закосил астрономию, партизанит с пацанами по лесу. Но рисование и математика по-прежнему идут с интересом. Давеча они там играли в точки, сегодня еще какая-то игра числовая.

До того, как мы сюда приехали, я думал, что главным недостатком семейного лагеря, с точки зрения детей, будет постоянный контроль взрослых. На деле все оказалось почти наоборот. Во-первых, турбаза — это такая большая деревня, где с одной стороны, есть все для жизни, есть даже лес и озеро. А с другой стороны, даже маленькие дети легко запоминают всю «карту» и свободно гуляют без родителей и нянь. Ну и люди все знакомые, то есть в любом месте ребенок может остановиться, подключиться к занятиям и снова пойти по своим делам, никто его не держит. Постепенно появляются свои любимые места. Ева любит сидеть в карусели на пляже, там я ее и нахожу, если долго нету.

Психологически и для родителей, и для детей такая деревня гораздо приятнее большого города, где нужен постоянный присмотр за детьми, постоянное «дай руку, стой тут, сюда не ходи». Да, может быть, в лагерях нашего детства свободы было побольше: надурить пару вожатых все-таки легче. Но и здесь, как выясняется, эти партизаны уже нашли без родителей второе озеро. И конечно, за территорией.

Покатал их на лодке, используя доску из мостков вместо весла (А потом уже в поезде узнал, что они после этого сами ходили на этой лодке плавать, точно таким же способом. Поругать себя за дурной пример? Но с другой стороны, без моего примера они тоже могли бы пойти плавать — только без весел и без доски, что еще хуже... А так я хоть показал им, как грести и вообще как вести себя в лодке.)


После полдника Большой Квест! Семь команд, и каждой надо пройти семь баз, чтобы собрать полную Карту, которая ведет к логову Дракона, который украл Ключ от Сладкой Мастерской. На каждой базе — свои трудные задания.


Я слишком увлекся, вырезая стрелы для «луковой» базы, а команды уже стартовали. Оценивать стрельбу из луков остается Катя. Я же беру альпинистскую основную веревку (это такой толстый шнур длиной 40 метров) и бегу на свою базу, «веревочную». А там уже ждет команда, причем в основном малыши. Рассказываю им задание: три человека изображают одну руку на одной стороне поляны (большой палец, указательный и мизинец), еще три человека — другую руку. Надо сделать огромную веревочную фигуру, из тех, что мы учились делать на пальцах в прошлые дни. Даже мамы, кажется, в шоке от такого задания. И мы немного сбились, «лестница Якова» у нас не вышла. Сделали в качестве импровизации «рыбу» попроще. Вторая команда почти дошла до конца, но тоже ошиблась, так что получила свой кусок карты лишь «за активное участие». Зато две следующие команды сделали вполне симпатичные «лестницы». А малышам очень понравилось прыгать в этих лабиринтах.

Потом вдарил ливень, а тут и ужин подоспел. После ужина все идут искать Дракона. Ловля Дракона и отбирание у него Ключа — кульминация великой драмы.

Ну а после Сладкая Мастерская, освобожденная от Дракона, открывает свои двери. Все творят на свой вкус. То есть буквально творят и тут же едят.

Девятый день: дерево с сердцем


- Пап, а Ева без тебя все делает хорошо!

Ага, я и сам заметил. Когда она идет без меня на хороводы к Жене или на пальчиковые игры к Соне, то может там заниматься почти целый час. Но сегодня я сел на пальчиковых играх вместе с ней — и она уже через десять минут начала дурить.

Хотя некоторые игры она наоборот требует «только с тобой». Сегодня дождь, после завтрака остались с ней в столовой, играем в Make & Break. Вот с чего надо начинать конструкторы — не с огромной коробки деталей, а с восьми цветных брусочков, плюс кучи схем для сборки разных домиков из них. Очень увлекает.

Кит вернулся с рисования. Стали играть в Swish. На рисовании у него уже который день небесная тема держится — то самолеты, то птицы. Подозреваю, что они изучают перспективу. Или композицию. В общем, что-то такое, чего я не знаю.

- Ева, покажи березу!
- Береза черно-белая, вот она.
- Правильно. А сосна где?
- Сосна вон там, желтая.
- Точно. А это, смотри, клен — у него листья как лапы дракона. А вот тут листья как сердечки... У кого сердечки?
- У девочек!

Вот каких занятий еще не хватает в лагере: биологии. Нет, это, конечно, необязательно, но раз астрономия есть, то биология сама просится: вокруг столько природы. Да и всякого лесного спорта было бы неплохо добавить: ориентирование, лазанье по деревьям... Поплавать удалось, хотя и немного, только первые четыре дня. Я даже придумал себе усложненный вариант — плавать с Евой на спине. А сегодня устроили еще один семейный спорт: засели втроем на катамаран и поехали кататься по озеру. Очень красивое небо, если смотреть с воды. Ева после этой прогулки ни за что не хотела снимать спасательный жилет, прямо в нем и пошла в столовую.

Из-за прогулки пропустили одну полезную игру, о которой я узнал от мальчишек: за пакет мусора, собранного на территории лагеря, дают лишнее печенье. Пора собираться, да. Завтра уезжаем.

Оказалось, что семейная тетрадка, которую мы поленились заполнить в первый день, — это не просто анкета, а настоящая гостевая книга: в эти тетрадки все пишут отзывы друг другу. Лежали они в библиотеке все это время, Кит нашел и мне рассказал, что нам много хорошего в тетрадку написали. Ну и мы тоже пошли писать. Кит, кажется, впервые прочувствовал, зачем писать грамотно: почитал, как другие ребята пишут друг другу отзывы.

В последний вечер спектаклей сразу несколько. Мы с Китом исполнили «Улитку». Ксения с Васей — про мышонка и лису. Потом еще два представления, дети везде очень хорошо играют. А под конец всех повеселили взрослые «Домом, который построил Джек». В сумерках запускаем небесные фонарики, которые летают по удивительным траекториям, кружат вокруг деревьев, снижаются и снова поднимаются в небо.

И последний костер с песнями. Песни выбирают сами дети. Кит первым затянул «Катюшу»!

Десятый день: рыба и поезд


С донками опять не повезло: одна оборвана, другая пустая. Ну, конечно, на донки ведь надо ловить как на удочки — сидеть с ними, подсекать и вытаскивать сразу. А я решил ленивым способом отделаться, как в школе: на ночь поставить.

Зато для донок мы с Евой вчера накопали кучу червей. И поскольку черви остались еще, мы пошли ловить на удочку. Оказалось, что на червей клюет рыба покрупнее, чем на булку. Удочка, кстати, последняя осталась из всего нашего десятка самоделок. И вот на эту последнюю удочку, на последнего червяка за час до отъезда я вытаскиваю самого большого подлещика. Прямо такая замануха: «а вот если бы вы не уезжали...» Отдали рыбу на кухню, а Ева по свежим впечатлениям нарисовала, как мы с ней рыбачим. Послали одну картинку в последнем бумажном письме Жене.

Ну а потом обед, быстрые сборы, автобус. И пустой лагерь позади. Становится грустно и по дороге всякие проблемы включаются. У Кита кружится голова в автобусе, а ночью в поезде все малыши заводятся по очереди: Плюша с температурой кричит, Гриша от нее просыпается и бузит, Ева просыпается и расчесывает комариные укусы, Вася падает с полки... Словно мы едем в какой-то неправильный мир — из правильного.

лагерь, прощай!
небесный фонарик
не хочет улетать

И напоследок


И напоследок я отвечу на вопрос, как попасть в это замечательное место. Ответ понравится не всем: только по приглашению организаторов. И мои репортажи оттуда не реклама, а скорее руководство к действию для других родителей, которые могут сами организовать подобные лагеря. Если вы этим займетесь, вы поймете, почему туда трудно попасть «с улицы». Хорошее родительское сообщество собирается неспешно и нелинейно. Люди знакомятся, присматриваются друг к другу, объединяются по интересам, посещают вместе какие-то мероприятия — и только после этого организуют более сложные совместные проекты. Например, снимают турбазу, закупают кучу нужных вещей, придумывают программу и получают свой лагерь Конечно, интернет ускоряет процессы: знакомиться можно в ЖЖ, расписания составлять в Google Docs, встречи организовывать с «Яндекс.Картами». Но все равно главное условие входа — активное личное участие. Метод «купил путевку и расслабился» тут не сработает.

Новости и материалы
В ряде районов Краснодарского края обнаружили обломки беспилотников
Российские хакеры нанесли подразделения ВСУ на интерактивную карту
Врач рассказала, как определить симптомы начала гонконгского гриппа
Жители Краснодарского края пострадали из-за падения обломков БПЛА
Температура воздуха в Арктике достигла рекордно теплых величин
Россиянам объяснили, почему не стоит выбирать зимнюю обувь на платформе
Вирусолог рассказала о возможных изменениях гриппа
Шведские военные рассказали о вооруженных людях на танкерах, идущих из России
В Турции море неожиданно отступило от берега
Психолог предупредил, что абьюзеры специально выводят своих партнеров перед праздниками
Лукашенко порекомендовал Украине не будить «спящего медведя»
В АЛРОСА рассказали, когда в мире закончатся алмазы
Россияне назвали самые заветные мечты
В Славянском районе Краснодарского края гремят взрывы
Кипр планирует восстановить авиасообщение с Россией после окончания конфликта
Будапешт не будет сотрудничать с ЕС по вопросу российских активов
СМИ: взрывы произошли в Ейске
Шмыгаль раскрыл, сколько стран согласились дать деньги Украине на военные нужды
Все новости