Выйти
Удалить свои данные

Почему детей нельзя наказывать и как воспитывать без насилия

Отрывок из книги психолога Даниэле Новара «Он первый начал! Что делать, если дети ссорятся»

Итальянский психолог Даниэле Новара большую часть профессиональной карьеры посвятил созданию и апробации методик разрешения конфликтов между детьми разного возраста. В новой книге «Он первый начал», вышедшей в издательстве «Альпина.Дети», специалист вновь обращается к своей любимой теме и рассказывает, как научить детей спорить и договариваться между собой, чтобы они росли более уверенными и счастливыми. С разрешения издательства «Газета.Ru» публикует отрывок из книги, где автор объясняет, как наказания (в том числе за непослушание и постоянные ссоры) снижают самооценку ребенка. И предлагает более результативную тактику воспитания.

Наказание необходимо для окончательного исправления ребенка — эта идея продолжает превалировать в семейных отношениях, даже если дети еще совсем маленькие. Один из самых распространенных вопросов в конце моих лекций и встреч с родителями: «Как можно наказать ребенка, который плохо себя ведет?»

Многие не могут себе представить, что существует способ воспитывать детей, не наказывая их. Однако наказания не только не являются необходимостью, но и формируют в детях опасное чувство собственной неполноценности, которое может преследовать их всю жизнь. Ребенку, которого наказывают, трудно признать свои достоинства, реализоваться в обществе, уважать других и пользоваться уважением.

Он может стать человеком, который мечется между потребностью в одобрении окружающих и страхом, что близкие, интимные отношения разочаруют и истощат его, а не обогатят.

Альтернативой наказаниям могут стать четкие правила. Но и здесь возникает много недоразумений. Правила часто путают с приказами. Такие фразы как: «Поторопись, уже поздно», «Скорее возвращайся», «Съешь все», «Хорошенько почисть зубы», «Оденься сам», «Слушайся маму», «Сейчас же иди делать домашнее задание», «Ложись спать — ночь на дворе», — это приказы и распоряжения, повелительное наклонение не оставляет в этом никаких сомнений; именно их используют вместо правил.

Правила выглядят по-другому. Они организуют жизнь семьи, вносят в нее ясность. Чтобы они работали, необходимо соблюдать три условия.

1. Ясность: правило работает, если оно дает четкие указания — режим сна, время для просмотра телевизора, манеры за столом, гигиенические процедуры до приема пищи.

2. Реалистичность: правило работает, если оно соответствует возрасту ребенка — трехлетний ребенок не сможет одеться самостоятельно, а пятилетний сможет, при этом пятилетний ребенок не способен распорядиться карманными деньгами, в отличие от десятилетнего.

3. Согласованность с обоими родителями: правило работает, если взрослые создают условия для его соблюдения. Ни один ребенок не сможет придерживаться правила, в отношении которого родители не сходятся во мнениях, потому что он не поймет, чью сторону занять, и запутается.

Если эти условия соблюдены, то дети с удовольствием будут придерживаться правил, которые, по их мнению, дадут им личное пространство и свободу, определенные четкими рамками.

Дети не нуждаются ни в пространных объяснениях, которые сложно понять из-за отличий в мышлении, ни в наказаниях за непослушание.

Они рады, когда у них есть четкие правила, которым можно следовать. Родители, придерживавшиеся этой тактики, всегда признавали ее эффективность и, как следствие, нецелесообразность наказаний.

Что думаешь?
Загрузка
 
Вкус не тот. Почему замораживать готовую еду на месяцы — не лучшая затея