Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Песни и танцы будущих эмигрантов

«Зойкина квартира» Кирилла Серебренникова в МХТ

На выходных в МХТ — предпремьерные показы спектакля «Зойкина квартира» по пьесе Михаила Булгакова в постановке Кирилла Серебренникова. Режиссер, против обыкновения, не стал переносить действие в современность: параллели и так оказались очевидны.

В прошлом сезоне Серебренников выпустил сразу три спектакля, рефлексировавших на тему постсоветской действительности. Все три были, вольно или невольно, соединённы общим сюжетом о человеке в плену у власти и его неспособности ее побороть. «Околоноля» по роману, приписываемому Владиславу Суркову, «Отморозки» по мотивам «Саньки» Захара Прилепина и вышедший в Большом театре «Золотой петушок», в котором двуглавый петух сменил более благородного орла на посту герба РФ, давали взгляд на Россию последних 20 лет с всевозможных сторон.

И сильных мира сего, присвоивших себе все богатства, и мечтающих о революции молодых идеалистов, и властителей страны как таковых, и обездоленного-оболваненного народа. В общей сложности постановки рождали глобальную и нелицеприятную картину существования страны на протяжении последних десятилетий – в таком масштабе, в котором она на тот момент ещё не была явлена на нашей сцене.

«Зойкина квартира», поставленная по пьесе Булгакова о бывших сливках общества, стремящихся бежать из набирающей обороты Совдепии в родной Париж любым путем, связана одновременно и с этими спектаклями, и с выпущенной Серебренниковым в МХТ три года назад «Трёхгрошовой оперой» Брехта.

Текст Булгакова режиссёр дополняет зонгами в стиле немецкого кабаре, специально написанными поэтом, колумнистом «Газеты.Ru» Игорем Иртеньевым и актёром-сочинителем злободневных басен Владиславом Маленко:

в советские 1920-е прорастает брехтовская эстетика.

Как и в «Трёхгрошовой опере», Серебренников ищет путь к широкой публике основной сцены МХТ через язык мюзикла и элементы шоу, стремясь таким образом достучаться до зрителей, привыкших к образам масс-культуры – и транслируя подобными средствами смыслы, которые те совсем не ожидают услышать от театра. Роль хозяйки борделя Зойки исполняет Лика Рулла, звезда чуть ли не всех шедших в Москве мюзиклов, от «Chicago» до «Времена не выбирают» Михаила Швыдкого. Для Серебренникова это имеет принципиальное значение: в «Зойкиной квартире» ему важно, чтобы актёры пели не хуже оперных солистов и обладали абсолютной свободой в танце. Он создаёт синтетическое действо, в котором все жанры существуют наравне, и главный выявить невозможно.

Конечно же, спектакль строится на самых прямых аллюзиях к современности, в том числе политических.

Они возникают ещё на его афише, запечатлевшей табло в аэропорте, на котором обозначены рейсы исключительно в столицу Франции: об эмигрантах какой эпохи идёт речь, сомневаться не приходится.

А кузен Зои Аметистов, последовательно сбросив с себя целый набор костюмов на все случаи жизни, остаётся в футболке с портретом Путина – и сразу же по-хлестаковски сообщает, что давно высказал ему всю правду-матку, начиная сыпать актуальными лозунгами вроде «Не забудем, не простим!».

Впрочем, таких сцен в «Зойкиной квартире» немного, как и добавлений к тексту, помимо куплетов. Кажется, Серебренников намеренно не педалирует некоторые булгаковские фразы и моменты, которые настолько актуальны, что не могут не выстрелить сами по себе.

Когда бывший граф Обольянинов отчаянно констатирует: «Эта власть создала такие условия жизни, при которых порядочному человеку существовать невозможно», любые эффекты кажутся лишними.

Особенно с учётом того, что играет его Алексей Девотченко, чуть ли не единственный в стране актёр с по-настоящему активной гражданской позицией – и создаёт едкую пародию как на самого себя, так и на бедствующего интеллигента в принципе, бегая по сцене с истерическими выкриками и неистово ударяясь затылком об стенку (так, что Зоя вынуждена положить ему под голову подушку).

Уже не впервые Серебренников сам выступил художником своего спектакля. В этот раз его задачей было достичь максимума красоты и стиля: героев он помещает в стерильно белую сценическую коробку, которая вертится вокруг своей оси, двигается вперёд-назад, раскрывается и закрывается, то и дело становясь фоном для проекций.

Квартира получает и человеческое обличье. В исполнении экстравагантной рыжеволосой пожилой актрисы Татьяны Кузнецовой, облачённая в белоснежное платье, она ходит среди декораций, наблюдает за происходящим, играет на пианино и поёт.

В финале, когда всех обитателей «мастерской» Зои арестовывают, она усаживается за инструмент и начинает играть в пустоте и одиночестве, среди медленно гаснущего света – душа покинутого пространства, которая отжила свой срок.

Все – и мужчины, и женщины – здесь одеты в невиданно роскошные, пышущие всеми цветами наряды. Красота, агрессивная в своей агонии: костюмы, как и пространство, воплощают несбывшуюся мечту по Парижу и абсурдный контраст с реальным советским бытом. Бутафорские стены очень хрупки, и между ними с самого начала снуют сюрреалистические фигуры НКВДшников с чёрными шарами вместо голов, похожие на ОМОНовцев-«космонавтов». Они держат в руках и пускают в ход диковинные приборы, непрерывно контролируя все события в квартире.
Помимо зонгов, музыкальным лейтмотивом «Зойкиной квартиры» становятся романс Рахманинова на стихи Пушкина, со строками «Не пой, красавица, при мне/ Ты песен Грузии печальной:/Напоминают мне оне/Другую жизнь и берег дальный» и многократно повторяемое «Люди гибнут за металл, Сатана там правит бал». Герои в заложниках у двух страстей, тоски по загранице и жажды денег. Ни одну, ни другую они победить не могут, и в итоге терпят крах по всем фронтам; при всей многослойности и сложности эффектов, конечный смысл нового спектакля Серебренникова предельно прост.

Новости и материалы
Федеральную трассу Тюмень — Омск может затопить из-за прорыва дамбы
Турецкая авиакомпания Tailwind отменила рейсы Калининград – Анталья
Булыкин рассказал, как улучшить судейство в российском футболе
Российская пенсионерка незаконно оформила кредиты на 1 млрд рублей
Женщина пожаловалась полицейским на своего наркодилера и была задержана
В России начали продавать необычный смартфон со встроенным ИИ
Жена Стаса Михайлова публично обратилась к певцу: «Пусть на все хватает сил»
ВСУ атаковали дроном-камикадзе священников в ДНР
Депутат Соболев призвал не будоражить общество мобилизацией
Минобороны РФ отчиталось о суточных потерях ВСУ на Донецком направлении фронта
Стала известна задача «Динамо» на оставшуюся часть сезона РПЛ
Ученые показали фото весенних «пауков» на поверхности Марса
Экономист оценил прогноз Минэкономразвития по доллару
Разметку для контроля дистанции нанесут на трассе М-4 «Дон»
В РГПУ им. Герцена рассказали, что закрыли свой центр Ивана Ильина
Российские ПВО за неделю сбили украинские МИГ-29 и СУ-25
Строители во время сноса школы нашли 104-летнюю капсулу времени
Экран бюджетного Samsung оказался лучше, чем у iPhone 14 Pro Max
Все новости