Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Я по горло сыт тем, что пишу о том, как писать»

Интервью Роберта Макки

В Москве побывал Роберт Макки — один из самых известных «сценарных тренеров», обучающий мастерству драматургии профессионалов и любителей по всему миру и в этом качестве даже ставший прототипом одного из героев знаменитого фильма «Адаптация». После четырехдневного семинара Макки поговорил с «Парком культуры» о роли культурных различий в историях для кино, гении Уильяма Шекспира и о том, должен ли «сценарный тренер» сам играть на своем поле.

В Москве прошел четырехдневный семинар Роберта Макки «История на миллион»: автор одноименной книги (и нескольких других) уже 25 лет гастролирует с интенсивным курсом по сценарному мастерству и, пожалуй, является самым известным в мире преподавателем в этой области. Его книга и курс активно заимствуют из «Поэтики» Аристотеля и доходчиво объясняют, какими должны быть персонажи и развитие сюжета, чтобы зритель не заскучал.

На самом деле курсов у Макки два. Первый, основной, посвящен принципам изложения истории, второй – работе в различных жанрах, причем последний «сценарный тренер» проводит только в тех странах, где он уже побывал с базовыми занятиями. Московская аудитория состояла в основном из сотрудников ТВ (как стало известно «Парку культуры», «Первый» и ТНТ выкупили для своих сотрудников целые блоки мест, пришли и сотрудники «России» и СТС) – продюсеров, сценаристов, режиссеров. Но не только – так, например, в числе слушателей был и актер Григорий Добрыгин. Стоимость семинаров в Москве составила 27 000 рублей, студенты занимались ежедневно с 9 до 19 часов. По словам участников, последнее занятие завершилось десятиминутной овацией преподавателю.

В прошлом Макки работал консультантом на голливудских студиях и писал сценарии сам. Несколько были куплены, но до большого экрана так и не добрались: в активе автора лишь пара серий сериала «Коломбо» и четырехсерийный телевизионный фильм «Авраам» про президента Линкольна. Зато аудитории на далеко не бесплатных лекциях Макки стабильно заполняются, а сам преподаватель даже стал героем эпизода фильма сценариста и режиссера Чарли Кауфмана «Адаптация». Там герой Николаса Кейджа получал от лектора жесткую отповедь за предположение, что в реальной жизни, в отличие от голливудского кино, ничего не происходит. Корреспондент «Парка культуры» поговорил с последователем Аристотеля об отсутствии принципиальной разницы между Китаем и Россией, о французской новой волне и американском киноавангарде, а также о том, почему Шекспир был отличным рассказчиком историй.

— Вы ведете этот семинар с 1984 года, он с тех пор как-то содержательно изменился?

— Он стал гораздо длиннее. Начиналось все с 24 часов, теперь же он длится 32 часа. Я добавил большое количество тем. Авторы годами задавали мне вопросы, иногда я даже не отвечал на них, и когда какой-то вопрос возникал снова и снова, я понимал, что это пробел в моих лекциях – что меня спрашивают о предмете, о котором не идет речи на семинаре. Так что в течение 25 лет я садился и думал, что стоит добавить в лекции по интересующей слушателей теме, чтобы заранее ответить на возможные вопросы.

— Вы со своим семинаром гастролируете по всему миру: Лос-Анджелес, Москва, далее в расписании Китай и Индия. Сказывается ли на том, чему вы учите, разница культур? Или вы полагаете, что семинар универсален?

— Да. Я перемещаюсь из России в Китай, потом во Францию, в Африку, в Индию — и везде все думают, что их культура невероятно уникальна. Так и есть, конечно, различия очевидны, но на то, чтобы с ними разобраться, нужен час времени. Ты идешь слой за слоем: вот ситуация, в которой находятся люди, вот что нужно людям, чтобы жить, вот как они это получают и так далее. Так складывается история, и когда ты добираешься до сердцевины, понимаешь, что каждый может сказать: «Это история обо мне, это моя жизнь». Характерные особенности жизни, ее детали и культурную специфику я оставляю самим людям: они знают свою культуру и свою жизнь. Они должны уяснить то, что форма универсальна, должны понять сущность этой формы, чтобы взять и использовать ее, чтобы выразить в том числе и собственную культуру. Так что для меня различия, о которых вы говорите, не важны.

— А эта форма со временем не меняется? Взять хотя бы те 25 лет, которые существует семинар: все только и обсуждают, как Тарантино и Нолан изменили структуру повествования.

— Эти изменения начались еще в 1960-е годы. Тарантино не изобрел ничего такого, чего не было во французской новой волне. А еще примерно тогда же было новое американское кино — и это было крайне авангардное течение: они использовали кино как поэтическую форму. Там были великие режиссеры, такие как Майя Дерен и другие, они были пионерами в новых приемах, в движении камеры, в использовании сюрреалистических принципов комбинирования и перемешивания фрагментов, состоящих из флешбэков, флешфорвардов, в невероятной работе с изображением. Все это изначально появлялось в короткометражных фильмах, и именно в коротком метре обкатывались все новые нарративные техники и приемы. А потом представители французской новой волны и нью-йоркской школы, которые видели эти фильмы, начинали использовать те же ходы в полнометражных картинах.

Начиная с эры немого кино, было два главных импульса. Нарративный — рассказать историю. И поэтический — уйти в глубину. Можно нарисовать систему координат, в которой на горизонтали будет развиваться история, а по вертикали будут происходить погружения в глубину психологизма, чувств, сложных переживаний. Иногда вертикальная прямая оказывается важнее, иногда горизонтальная, иногда возникает баланс, но обе эти линии существуют с момента рождения кинематографа.

— Ваш курс, соответственно, посвящен горизонтальной прямой, нарративной?

— Разумеется. Потому что вертикальная, «психологическая» прямая зависима от нарративной. Если вы хотите сделать совсем короткий фильм, то он может быть очень «вертикальным». Но если у вас двухчасовая лента, приходится поддерживать интерес зрителя. И для этого нужны не манипуляции с изображением, они могут помогать время от времени, для поддержания интереса вы должны поднимать главные вопросы о жизни персонажей. Чтобы зрители могли почувствовать эмпатию по отношению к героям, сопереживать им. Это как у Шекспира: он рассказывает историю, потом останавливается и продвигается по вертикали, погружая в образный мир, а потом снова подхватывает нить истории и продвигается дальше — к следующей остановке. Это как в опере, в которой история движется от арии к арии. Эти психологические элементы зависят от горизонтального продвижения истории. Историю всегда можно остановить, это просто, сложно заставлять историю продолжаться.

— А вы еще пишете сценарии?

— Что вы, я по горло сыт тем, что пишу о том, как писать.

— И то, что особо не сложилось с экранизациями уже написанных, вас не заботит?

— Знаете, с этим вопросом меня уже достали. Почему вы его задаете, мне всегда любопытно? Почему бы не предположить, что я люблю то дело, которым занимаюсь? Почему меня должно огорчать то, что я не занимаюсь чем-то еще?

— Вопросами про ваш образ в «Адаптации» Чарли Кауфмана, наверное, тоже достали?

— Нет, я же работал над ним. Мы решили, что это должен быть смешной персонаж, и Чарли было нужно что-то, что послужило бы импульсом для его героя, какой-то антагонистической силой, которая надавила бы на него. Решили использовать меня для усиления конфликта между голливудской моделью автора и артистической: мое нападение на Николаса Кейджа (он играл отчасти автобиографического персонажа Чарли Кауфмана — «Парк культуры») было нападением на наивную точку зрения, согласно которой в реальной жизни нет конфликтов, нет структуры. Те, кто говорят, что в жизни нет конфликтов, просто не заглядывают в себя: у каждого хватает конфликтов с собой, в отношениях с окружающими и так далее. Вопрос в том, как с этим работать: как Ингмар Бергман или как Роджер Корман. И у меня было право выбора актера, который сыграл бы меня, так что я выбрал Брайана Кокса — друга, который меня очень хорошо знает. Все получилось так, как надо.

— Назовите три фильма, которые вам в этом году понравились больше других.

— «Прислуга» (The Help — фильм Тейт Тейлор про то, как в начале 1960-х в разгар борьбы за гражданские права афроамериканцев белая девчушка решает написать книгу о жизни чернокожей прислуги на основе собственного опыта взаимодействия с няньками и горничными, — «Парк культуры»). «Как я провел этим летом» — блистательный фильм (режиссера Алексея Попогребского — прим. «Парка культуры»). Хм, что еще. О, вспомнил, китайский фильм, который называется «Город жизни и смерти», — это картина об изнасиловании Нанкина (в 1937 году солдаты японской армии устроили резню в павшей столице Китайской Республики — «Парк культуры»). Великая вещь. Вообще, в этом году повезло увидеть несколько прекрасных фильмов. Особенно на меня подействовала «Прислуга», очень сильное переживание. Это фильм о расизме в Америке 1960-х, а я был тогда в гуще событий и даже провел какое-то время в тюрьме за участие в движении за гражданские права. Вот три прекрасных ленты.

— И они отвечают правилам построения повествования?

— Правил нет. Есть принципы, но правил нет. Это все равно что сказать: «Каковы правила музыки?» Нет правил музыки, нет правил живописи, ни в одном из искусств нет правил. Есть формы, есть принципы. Мои лекции не посвящены тому, как писать сценарии по правилам. Они о том, что такое история. Представьте себе, что вы хотите сочинять музыку, вы слышали много хорошей музыки, и вы решаете: «Отлично, напишу-ка я симфонию». Вряд ли. Итак, вы видели много хороших фильмов, плохих фильмов, читали романы, хорошие и плохие, и так далее. Да, знакомство с функционированием формы в искусстве еще не делает вас художником, это только начало. Но вы не напишете великую историю, не изучив форму в искусстве, как не станете композитором, не изучив искусство композиции. Я преподаю «химию» истории, учу тому, как создать любую форму, которая вам понадобится, чтобы собрать вещи воедино и рассказать свою историю. Рассказываю, из каких элементов состоит история, как они устроены и как сочетаются. А потом из этих элементов можно получить как яд, так и эликсир.

— Вам может понравиться фильм, в котором нет истории? Если такой возможен.

— Да, это может быть короткометражка. Есть великий фильм, который называется «Полуденные сети», его сняла Майя Дерен. Это 14 минут магии, фантастическая штука. Есть полнометражные работы, в которых история присутствует по минимуму, но совсем без истории фильмов нет. Минималистичные истории отличаются тем, что включают в себя большое количество подтекстов и недосказанного, смятения, которое творится внутри персонажа, из-за чего кажется, что проявленная часть истории пассивна и статична. Но это лишь означает, что автору и режиссеру нужно понять, что борьба и конфликт происходят внутри героя — там и разворачивается история. Таких фильмов много: «Дневник сельского священника» Робера Брессона, «Страсти Жанны д'Арк» Карла Дрейера, гением такого минимализма был японский режиссер Одзу. Но все они тоже рассказывали истории.

Новости и материалы
«С ума сошла?» Тарасова накинулась на экс-фигуристку, обвинившую Слуцкую в допинге
Ученые нашли полный скелет огромного предка белой акулы
Российские солдаты отбили атаку украинских войск в ЛНР
Российские средства ПВО за сутки уничтожили почти 300 дронов ВСУ
Александр Розенбаум рассказал о дополнительном источнике дохода: «Не бомжовые заведения»
Работников рынка в Нальчике заподозрили в вербовке новых членов «Исламского государства*»
Россиянин обстрелял мать из лука, когда она попросила его найти работу
Шольц подтвердил свою позицию по передаче Taurus Украине
Путин предложил обсудить работу по защите регионов от паводков
ВСУ потеряли HIMARS у Нововодяного
Ярмольник назвал «идеальным» свое самочувствие после сообщений о госпитализации
Парашютистка выжила, упав с высоты 4,5 км
Дома и квартиры около 30 тыс. жителей Орска оказалось в зоне затопления
Microsoft передумала блокировать свои программы в России
Полиции Испании удалось пресечь деятельность крупнейших в Европе фальшивомонетчиков
Автопроизводитель Polestar выпустил фирменный флагманский смартфон
Стало известно насколько рухнул экспорт из России в Европу
В Крыму пожарные потушили железнодорожную цистерну
Все новости