Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Ребрендинг силовиков

Обозреватель «Газеты.Ru»

As for the Khodorkovsky charges being political, Mr Sechin says: «If I were you I would go to the prosecutors and ask to see the case. You would get an absolutely clear answer on this question». Financial Times, 21.06.2010, «The Third Man», интервью с Игорем Сечиным.

Понятно, да? Вот и все немудреное объяснение господина Сечина относительно «дела ЮКОСа»: пойдите-ка вы, господа журналисты, к прокурорам, и они вам расскажут всю правду о Ходорковском.

Да хоть сто ребрендингов устройте Путину и Сечину, еще 50 миллионов заплатите пиарщикам — не поможет: силовик не станет голубем мира, да даже просто нормальным рыночником не станет и, значит, никогда не станет цивилизованным и надежным партнером. Силовик никогда не согласится заменить пресловутую «диктатуру закона», которую он интерпретирует как собственный инструмент для наказания тех, кого он хочет наказать, на «верховенство закона», предполагающее равенство перед законом для каждого, включая его самого. Именно поэтому господин Сечин не мог сказать: «Пойдите-ка вы, журналисты, в суд над этим самым Ходорковским, который как раз сейчас и происходит, и составьте собственное впечатление, за дело его судят или нет». Это тот минимум нравственности, который он мог бы себе позволить: послать журналистов в суд, а не к прокурорам, потому что на суде можно выслушать обе стороны. Может быть, он бы при этом улыбнулся про себя, поскольку отлично знает, кому подчиняется суд при «диктатуре закона» в России, но он формально хотя бы выступил как нормальный, цивилизованный человек.

Но силовик не может стать никем другим. Он автоматически проговаривается. Он инстинктивно апеллирует к силовой составляющей. Для него обвинение — последняя инстанция в правосудии. Он из эпохи диктатуры закона, которая не закончится до тех пор, пока такие, как Сечин, руководят страной, пока он остается «третьим человеком» из трех главных, пока он и такие, как он, уверены, что носителями истины являются прокуроры.

Все-таки печатный текст — великое дело. Ползаметки в Financial Times всякие помощники и фаны Сечина из кожи вон лезут, чтобы объяснить журналистам, какой он прогрессивный, Игорь Иванович, как он меняется, как он ни одного банкира раньше не знал, а теперь вот выходит из тени и уже знает, что такое IPO, становится рыночником-прагматиком. А потом наш герой открывает рот и говорит одну фразу. Одну! И убирает все старания своих помощников и знакомых к чертовой бабушке.

Господин Сечин — удивительно точный портрет российского силовика эпохи рыночной экономики. Им и бабла хочется, и чтоб страна цвела строго дозированно и с их разрешения, как и раньше. Психология чекистов не меняется. Отлично помню, как в 93-м на Лубянке мне сказали: «Как чего мы хотим? Чтобы власти у нас было, как в «совке», а водка по ночам в каждом ларьке, как сейчас». С момента, когда они пришли к власти в 2000 году, аппетиты возросли, но психология ровно та же. Да, собственно, та мечта теперь и осуществилась, для некоторых на уровне лучшей нефтяной компании страны, а для тех, кто помельче — на региональных и иных местных уровнях и бизнесах помельче. Бизнесах, который кто-то сделал. Те, кого не без помощи чекистов так любят называть не белыми и не пушистыми героями лихих 90-х. А эти, которые под стопарик собирали компромат на тех, кто что-то делал, ждали своего часа, а потом пришли и забрали. Они белые и пушистые. А для совсем уже лохов — защитники интересов государства.

Силовики не подлежат ребрендингу. Их просто нельзя пусках во власть, потому что их тренировали для другого. Сечин никогда не станет другим Сечиным, даже если он познакомиться со всеми банкирами мира и пройдет через сотню IPO. Пока в тройке наиболее влиятельных людей в стране двое — силовики, образ страны не изменится, потому что силовики диктуют свои законы, оставаясь сами над законом. И это учитывает каждый, кто вступает в политические или экономические отношения с Россией или российскими компаниями. Это один из существенных факторов риска, который автоматически закладывается в отношения с Россией на международном уровне. И существенно вредит России в целом и бизнес-интересам ее граждан в частности.

Господин Сечин не придет в суд над Ходорковским, хотя он такой же гражданин страны, как Греф и Христенко. Суд не выпишет Сечину повестку явиться в суд, потому что суд знает, что такое «диктатура закона» при силовиках. Сечин заинтересован в таком порядке в стране, который силовики отформатировали под себя за последние 10 лет. При ином устройстве страны и общества они не конкурентоспособны. В отличие от Ходорковского. К тому же он точно все понял про силовиков, не стал бы своим и не принял их правила игры. Поэтому при них Ходорковский сидит. Поэтому силовики зарабатывают на его отлично выстроенном бизнесе, а его самого в это же время их доверенные прокуроры «юридически» пытаются смешать с дерьмом. Никакой политики. Силовик Сечин всегда будет побеждать Сечина-бюрократа. Он мог послать журналистов только туда, куда послал.

Новости и материалы
Российским дипломатам не дали возложить венки к мемориалу «Дух Эльбы»
Многодетный отец накопил долг по алиментам и попался, когда пришел чинить компьютер
Тренер «Локомотива» рассказал, почему Дзюба редко играет
Крымский мост открыли для проезда автомобилей
В ГД прокомментировали решение властей Швейцарии разрешить подросткам менять пол юридически
Россиянин хотел избавиться от матери, чтобы получить в наследство ее квартиру
Стало известно о поврежденном газопроводе в подконтрольной Киеву части Херсонщины
Канье Уэст помечтал о сексе с Мишель Обамой
В РФ зарегистрировали первый в мире препарат для лечения болезни Бехтерева
Пьяный россиянин задавил приятеля и покалечил его сына
Глава РУСАДА Логинова рассказала о чувстве обиды на WADA
Школьник сбежал из дома из-за отца, избившего его металлической ложкой для обуви
Аналитик спрогнозировал курсы доллара и евро на следующую неделю
В России оценили зарплаты женщин
Россиянам рассказали, как составить финансовый план
Стало известно, сколько россиян отказалось от новых кредитов из-за закредитованности
Самозанятые предпенсионеры работают больше молодежи
В Японии выразили сожаление по поводу вето РФ по резолюции о ядерном оружии в космосе
Все новости