Кого слушает президент

«Когалымавиа» идет на посадку

Росавиация советует «Когалымавиа» добровольно приостановить действие сертификата эксплуатанта

Евгения Сазонова 26.02.2016, 16:15
Антон Денисов/РИА «Новости»

Авиакомпания «Когалымавиа», чей самолет был взорван террористами в октябре 2015 года, получила от Росавиации рекомендацию собственноручно инициировать приостановку действия сертификата эксплуатанта. Минтранс не нашел правовых оснований для поддержки авиакомпании, а эксперты полагают, что в нынешних условиях возможности возвращения «Когалымавиа» к рентабельной операционной деятельности не просматривается.

Авиавласти предложили компании «Когалымавиа» (использует бренд Metrojet) направить в адрес Росавиации решение о приостановке действия собственного сертификата эксплуатанта. Об этом говорится в протоколе совещания Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) от 4 февраля текущего года (копия документа имеется в распоряжении «Газеты.Ru»).

Сделать это следует «в связи с отсутствием положительной динамики и улучшения финансово-экономического состояния, наличием сложности в поддержании летной годности воздушных судов и отсутствием необходимого количества воздушных судов (1 самолет) для реализации программы полетов», объясняется в протоколе.

Как следует из документа, рекомендация отказаться от сертификата была дана «Когалымавиа» после рассмотрения информации, предоставленной Ространснадзором, Рострудом, а также самим авиаперевозчиком.

В частности, проверка Ространснадзора выявила ряд недостатков и несоответствий требованиям воздушного законодательства. Кроме того, компания задолжала за аэронавигационное обслуживание 28 млн руб. (хотя «Когалымавиа» заверила, что принимает меры по погашению задолженности). В протоколе также говорится, что, по информации Роструда, выплаты по зарплате за сентябрь и октябрь прошлого года в размере 73 млн руб. были проведены только в декабре. При этом зарплата за ноябрь и декабрь в размере 68,9 млн руб. до сих пор не выплачена.

Налицо «отсутствие положительной динамики по результатам проверки в январе 2016 года в погашении задолженности на ближайшую перспективу», отмечается в документе.

Это не первое совещание Росавиации, на котором обсуждается дальнейшая судьба «Когалымавиа». В декабре прошлого года агентство также рекомендовало авиаперевозчику до 25 января 2016 года направить в Росавиацию решение о приостановлении действия сертификата эксплуатанта. В протоколе декабрьского совещания (копия также имеется в распоряжении «Газеты.Ru») отмечается, что по информации управления экономики и программ развития Росавиации у «Когалымавиа» есть проблемы с достоверностью представленных данных бухгалтерской отчетности, а также неудовлетворительное финансово-экономическое состояние в период II и III кварталов 2015 года. Там же отмечается, что компания не выполняет полеты с 8 декабря 2015 года.

В Росавиации комментировать информацию о совещании отказались. В «Когалымавиа» также отказались от комментариев.

Самолет Airbus 321 «Когалымавиа», выполнявший рейс по маршруту Шарм-эль-Шейх — Санкт-Петербург, потерпел крушение в районе Синайского полуострова в Египте 31 октября прошлого года. Все находившиеся на борту 224 человека, включая экипаж, погибли. Спустя неделю после трагедии глава ФСБ Александр Бортников рекомендовал приостановить авиасообщение с Египтом до выяснения причин крушения российского авиалайнера. Президент РФ Владимир Путин согласился с этими рекомендациями. С 6 ноября российские авиаперевозчики перестали перевозить пассажиров в Египет. На тот момент в Арабской Республике находились около 80 тыс. россиян. Авиакомпании летали из России пустыми, чтобы забрать туристов из Египта. Позже Александр Бортников заявил, что крушение самолета произошло в результате теракта.

Крушение самолета, запреты на полеты в Египет и на чартерные авиаперевозки в Турцию (основные рынки, где работала «Когалымавиа») не могли не сказаться на деятельности авиаперевозчика. Как сообщала ранее «Газета.Ru», компания обратилась в правительство с просьбой рассмотреть вопрос выделения ей госгарантий в размере 5 млрд руб. под трехлетний кредит. Компания отмечала, что финансовые потери «Когалымавиа» только от закрытия зимней программы выполнения полетов составили 3,876 млрд руб.

Однако в начале февраля текущего года замминистра транспорта Валерий Окулов заявил, что Минтранс не нашел правовых оснований для поддержки «Когалымавиа», так как то положение, которое предусматривает предоставление госгарантий, закончило свое действие в 2015 году.

По мнению исполнительного директора агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева,

в нынешних условиях возможность возвращения компании к рентабельной операционной деятельности не просматривается.

«С другой стороны, нам неизвестны прецеденты, когда регулятор предлагает авиаперевозчику на добровольной основе приостановить действие свидетельства эксплуатанта. Если чиновникам известны факты несоответствия установленным требованиям, необходимо выдать предписание об их устранении либо в особых случаях принять решение о приостановке или отзыве свидетельства», — считает эксперт.