Кого слушает президент

Кризис сотрет в порошок

Как дешевый рубль изменит отечественный потребрынок

Рустем Фаляхов, Карина Романова, Иделия Айзятулова 17.12.2014, 09:53
Сергей Фадеичев/ТАСС

Пить будем молоко, изготовленное из порошка, говядину заменим колбасой из сои, звонить начнем не по смартфонам от Samsung или Apple, а по китайскому no name. Правда, ездить продолжим на иномарках — собранных в России. Это следует из опроса, проведенного «Газетой.Ru» среди импортеров и экспертов отечественного рынка.

Бизнес и россияне оценили революционный порыв Центробанка, в ночь на вторник поднявшего ключевую ставку сразу до 17%, вполне ожидаемо: спрос на доллары и евро рекордно вырос, а не снизился, как надеялся регулятор. Курс евро во вторник достигал отметки 100,74 руб., доллара — 80,1 руб.

Первыми из-за такого курса обанкротятся импортеры, сидящие на долларовых кредитах. За ними пойдут импортеры, закредитованные в рублях.

Свои в доску ребята

Знакомая корреспондента «Газеты.Ru» в эти дни искала для дачной стройки обшивную доску, имитирующую брус, финского производства. Для облицовки дачного домика. Она рассчитывала успеть купить импортный продукт по «старым ценам», полагая, что летом, когда наступит сезон, стоимость финских досок будет ей не по карману. Стройматериалы приемлемого качества либо импортируют, либо производят в России на импортном оборудовании.

Продавцы стройматериалов, как выяснилось, уже пребывают в шоковом состоянии и не реагируют на звонки. Сайт с перечнем товаров функционирует. Сами продавцы — нет.

В четырех интернет-магазинах, в которые позвонила знакомая, просто не брали трубку. В пятом взяли, но цены там уже были переписаны в соответствии с новой реальностью.

Плеер играет похоронный марш

Впрочем, не все ритейлеры прячутся от покупателей, тем более что товарооборот неуклонно растет: россияне раскупают запасы, опасаясь дальнейшего обесценивания рубля.

Продажи электроники растут с октября, сообщила «Газете.Ru» начальник управления корпоративных коммуникаций онлайн-ритейлера Enter Катерина Белоусова. «В настоящий момент стоки к Новому году затарены, ведь обычно ритейлеры пополняют их к началу декабря», — поясняет она.

Но прогнозов на январь в компании не делают. Это и понятно. Цены растут, и, как поведет себя в этой ситуации покупатель, неизвестно. Повышение цен в интернет-магазинах за неделю составляло до 35%. Например, объявление на сайте онлайн-магазина «Плеер.ру» в понедельник гласило, что «в связи с резким изменением курса валют повышение закупочных цен уже составляет от 30%». Во вторник, согласно сообщению компании, это повышение уже составило от 50%.

Как пояснили в «Связном», компания не поднимает цены произвольно, а руководствуется закупочной ценой от представителей производителя. «Никто не отменяет отложенный эффект от падения рубля, могут измениться закупочные цены, что повлияет и на розничные ценники на гаджеты», — рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе компании. С начала декабря корпорации Apple и Samsung подняли рублевые цены на свою продукцию.

Как объясняет «Газете.Ru» другой участник рынка, следующее пополнение складских запасов будет происходить в январе, после периода новогодних праздников. Впрочем, время закупок может наступить и раньше, так как в декабре рост продаж по некоторым категориям составил до 50%, что может значительно ускорить процесс обновления.

«Совершенно точно, что стоимость товаров с Нового года вырастет, и точно не меньше чем на 15%, — пояснил «Газете.Ru» один из ритейлеров. — На самом деле закупки уже сейчас происходят по новому и очень высокому курсу».

Как отмечают участники рынка, небольшие компании уже испытывают трудности с поставкой товаров: запасы моментально реализуются, а новых поставок хватает не всем. Из продажи на глазах исчезают самые популярные модели, например ноутбуки и смартфоны средней ценовой категории.

У вас чек упал

Ресторанный бизнес очень чувствителен к состоянию национальной валюты. Перемены здесь уже начались. По словам исполнительного директора La Maree (оптовый поставщик морепродуктов и сеть ресторанов) Азамата Юсупова, сильного спада в дорогих ресторанах нет, но вот сфера относительно недорогого общественного питания очень чувствительна к скачкам валюты. Около 70% продуктов, которые компания поставляет на рынок, импортные, и цена на них напрямую зависит от колебаний курса.

Подорожавшая продукция становится для клиентов неинтересной, а достойного отечественного продукта для замещения импортной сейчас, к сожалению, нет, отмечает Юсупов.

«Дело даже не в качестве, а в цене: хороший российский продукт экспортоориентирован, местным производителям выгоднее продавать его за рубеж, и даже цены на внутреннем рынке постепенно приближаются к европейским, довольно высоким», — говорит Юсупов.

По его словам, компания немного расширила долю рынка за счет конкурентов, ушедших из-за нестабильности экономической ситуации. Но в целом на рынке наблюдается спад потребительской активности. «Люди, которые раньше питались в ресторанах, сейчас стараются покупать продукты того же уровня в торговых сетях и готовить их дома», — говорит Юсупов.

«Сейчас в сфере общепита фиксируется падение числа посетителей на 10–30%», — рассказал ранее «Газете.Ru» председатель совета директоров компании «Маркон», которой принадлежит сеть фастфуда «Стардог's», Сергей Рак..

Представитель McDonald's сказал, что планы компании по развитию бизнеса в России не изменились.

Импортные буренки

Отечественное сельское хозяйство тоже демонстрирует большую зависимость от поставок из-за рубежа и, значит, находится в зоне риска.

«Ни один мало-мальски стоящий бизнес в России не может обойтись без импортного сырья, материалов, запчастей или технологий», — констатирует руководитель направления фискальной политики Экономической экспертной группы Александра Суслина. Аграрии с этим согласны.

Примерно 40% молока в России — это импорт, признает Андрей Даниленко, председатель правления «Союзмолока». После ослабления рубля часть поставщиков молока и молочной продукции разорятся, не исключает Даниленко.

Выжить можно, если импортеры переключатся на поставки более дешевых видов продукции, не цельного молока, а изготовленного из сухого, или на так называемую молокосодержащую продукцию. Молока в ней может быть только половина, остальное — растительные жиры. По словам Даниленко, потребители начали менять структуру питания еще в октябре: из молочной продукции берут ту, что подешевле.

«Дорогие десертные позиции, импортные йогурты становятся все менее востребованными», — говорит Даниленко.

Он не берется прогнозировать, как будет развиваться отечественный рынок молока и молочной продукции в следующем году. «Производители молока в отличие, например, от свиноводов или птицеводов давно работают на грани рентабельности. Если государство не поможет, не даст льготных кредитов хотя бы для производства социально значимых продуктов, то перспективы могут оказаться плачевными», — говорит Даниленко, добавляя, что к социально значимым он относит молоко, масло, творог и сметану. Государство может не распространять льготы на производителей сметаны, уточняет Даниленко, достаточно поддержать производителей цельного молока.

Крайний в пищевой цепочке

При слабом рубле выживут только те представители бизнеса, у которых не было валютных кредитов. А рублевые если и были, то незначительные, уверен гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько. Это общее правило и для АПК, и для девелоперов.

Тяжело придется растениеводам. Сложные удобрения почти все импортные. Пестициды — импортные, отмечает Рылько. Иными словами, высоких урожаев ждать не приходится: подкормка дорогая, а вредителей травить нечем.

Качественный семенной материал тоже преимущественно импортный, добавляет Рылько. Даже для традиционных культур — кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы — семена закупаются в основном за границей.

Девальвация лучше санкций

Если издержки в рублях, а продукцию можно продать за валюту, то такому бизнесу никакие ключевые ставки ЦБ не страшны. Если бизнес имеет возможность кредитоваться за границей, как, например, зарубежные производители автомобилей c местным производством, то для такого бизнеса тоже все будет хорошо. Всем остальным придется пережить трудные времена, уверены эксперты.

Но девальвация рубля — это еще и шанс для тех, кто сможет заместить импорт, считает директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель.

«Девальвация рубля — это как санкции, только более цивилизованная, рыночная мера. Точно выживет тот бизнес, который сможет заместить импорт на товары, которые можно производить здесь, в России», — говорит Кнобель.

По его мнению, в 2015 году российский рынок будет вынужден стать более отечественным. «Но известные западные бренды вполне могут сохраниться. Только партнеры, которые их производят в России или поставляют из-за рубежа, будут, скорее всего, другие», — не исключает эксперт.

Без льгот нет жизни

И все-таки бизнес не теряет надежды на помощь государства. «Деловая Россия» готовит правительству пакет предложений по поддержке малого и среднего бизнеса, пострадавшего от обвала рубля», — сообщил «Газете.Ru» вице-президент организации Николай Остарков.

Государство обязано предоставить льготы банкам, которые будут рефинансировать долги бизнеса.

«Иначе бизнес не выживет. У российского бизнеса никогда не будет такой рентабельности, чтобы покрыть новые ставки по кредитам, которые сейчас нарисуют банки. Для МСП и нынешние-то ставки нереально тяжелы», — считает Остарков.