От Москвы до Пекина за $245 млрд

Стоимость строительства скоростной магистрали Москва — Пекин оценили в $245 млрд

Вероника Аккалаева 17.10.2014, 21:56
ТАСС/ Дмитрий Астахов

Стоимость строительства скоростной магистрали Москва — Пекин оценили в $245 млрд. Китай готов предоставить технологии и взять на себя строительство дороги. Однако аналитики относятся к проекту скептически.

Строительство высокоскоростной магистрали Москва — Пекин оценивается китайскими экспертами в 1,5 трлн юаней ($245 млрд). Время в пути сократится втрое – с шести до двух суток, а протяженность магистрали составит 7 тыс. км. ВСМ будет проходить через Хабаровск, Улан-Батор, Иркутск, Астану и Екатеринбург, сообщает издание «Цзинхуа шибао».

13 октября между Россией и Китаем был подписан меморандум, цель которого – разработка проекта транспортного коридора Москва — Пекин, включающего проект ВСМ Москва — Казань. КНР обещает сэкономить на каждом километре по $17 млн (по западным технологиям стоимость строительства одного километра — $50 млн, по китайским — $33 млн). Китайская сторона готова предоставить свои технологии, отвечать за планирование и строительство дорог взамен поставок энергоносителей из России.

До 15 декабря 2014 года должны быть разработаны условия, на которых компании Поднебесной могут участвовать в проекте, как сообщил журналистам генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» Александр Мишарин на форуме «Строительство, инновации и партнерство. Открытый диалог», который прошел в Сочи.

В ВСМ Москва — Пекин входит приоритетный проект ВСМ Москва — Казань, на который Китай согласился выделить около 400 млрд руб. РЖД также подавало заявку на получение средств ФНБ.

Несмотря на подписанный меморандум и готовность КНР вложить деньги в проект, аналитики относятся к нему скептически.

В ближайшее десятилетие проект ВСМ Москва — Пекин реализован не будет, считает Алексей Безбородов, гендиректор исследовательского агентства InfraNews. У любого проекта должна быть база, а базой проекта подобного рода являются потенциальные пассажиры, на основе которых делается расчет на перевозку определенного количества людей.

По мнению аналитика, в России нет достаточного количества людей, которые будут пользоваться новым транспортом. Из Китая же (несмотря на высокую плотность населения) постоянного пассажиропотока в Москву не будет.

Впрочем, в руководстве РЖД также не скрывают, что планов по строительству ВСМ от Москвы до Пекина пока нет. «Дорога протяженностью 750 км пройдет от Москвы до Казани, с возможной дальнейшей перспективой в сторону Екатеринбурга. Впрочем, в китайском восприятии этот проект представляется как высокоскоростная железная дорога между Пекином и Москвой, — заявил «Газете.Ru» после подписания соглашения президент РЖД Владимир Якунин.

«Для того чтобы запустить этот проект, нужны большие инвестиции, а также участие государства в создании эффективного высокоскоростного движения, — отметил Якунин. — Если в этом смысле наше государство и Китай договорятся о предоставлении инвестиций, то я думаю, что мы сможем приступить к проектированию высокоскоростного движения даже в этом году. Государственные инвестиции в этот проект могут составить 380 млрд руб., объем возможного инвестирования со стороны китайских партнеров пока не обсуждался».

На сегодняшний день самой длинной скоростной железной дорогой в мире считается ВСМ Пекин — Гуанчжоу, протяженность которой составляет 2298 км. Магистраль соединяет четыре основных пункта: Пекин, Чжэнчжоу, Ухань и Гуанчжоу. На поездах, разгоняющихся до 300 км/ч, от столицы КНР до конечной станции можно добраться за 8 часов (по старым путям время поездки 21 час).

Сеть высокоскоростных железных дорог в Китае – один из наиболее дорогих и амбициозных проектов Поднебесной. Несмотря на то что официально правительство КНР не объявляло его общую стоимость, отрезок Ухань — Гуанчжоу, по сообщениям китайских СМИ, обошелся в $18,5 млрд. Долговое финансирование строительства сети скоростных дорог достигло 4 трлн юаней (более $650 млрд).

Строительство скоростных магистралей сопровождалось целым рядом коррупционных скандалов.

Среди наиболее известных обвинение бывшего министра железных дорог Лю Чжицзюня во взяточничестве и злоупотреблении должностными полномочиями. Суд установил, что экс-чиновник получил взятки в размере 64,6 млн юаней ($10,5 млн) и приговорил его к смертной казни. Недавно стало известно о судебном приговоре Чжан Шугуану (бывшему главе управления транспорта министерства железных дорог) к смертной казни с отсрочкой исполнения на два года. Суд обвинил его в коррупции и злоупотреблении властью, размер полученных им взяток – более 47 млн юаней (около $7,7 млн).