Бойкот России удался

Бойкот украинцами российских товаров дал первые результаты

Анатолий Азаренко (Киев) 17.06.2014, 14:59
Четыре месяца назад украинцы начали общественную кампанию по бойкоту потребительских товаров... AP Photo/Efrem Lukatsky
Четыре месяца назад украинцы начали общественную кампанию по бойкоту потребительских товаров российского происхождения

Общественная кампания по бойкоту российских товаров на Украине дала первые результаты. В Киеве продажи российских потребительских товаров упали на 20%, в северных областях Украины — на 10%, а в целом по украинским регионам — на 8%, свидетельствуют данные GfK Ukraine. Правда, успех акции можно назвать скорее политическим: никакого реального вреда российскому бизнесу бойкот не наносит.

Еще четыре месяца назад украинцы начали общественную кампанию по бойкоту потребительских товаров российского происхождения. По данным исследования GfK Ukraine, проведенного в отношении 60 категорий товаров, в апреле в Киеве продажи российской продукции сократились на 20%. В столице люди отказываются главным образом от российского шоколада, напитков и бытовой химии.

Потребление российской продукции сократилось во всех регионах Украины. За четвертый месяц 2014 года в западных областях страны продажи российских товаров упали на 24%, на востоке страны — на 6%, в северных областях — на 10%. В целом по стране в апреле расходы домохозяйств на 60 категорий товаров, которые анализируются в исследовании, упали на 8%.

Лишь в Крыму продажи российских товаров, по данным экспертов, выросли. Правда, всего на 1%.

Эксперты из GfK Ukraine указывают на то, что активнее других категорий населения бойкот российских товаров поддерживает молодежь до 30 лет (общее потребление упало на 13%), а вот в группе 50–59 лет таких было 6%. Среди тех украинцев, кто старше 60 лет, спрос на российские товары упал на 3%.

Однако для российских производителей есть и позитивные тенденции. Так, аналитики GfK Ukraine заключают, что расходы украинцев на российские товары в апреле выросли на 9% в сравнении с аналогичным показателем марта.

Общественная кампания по бойкоту российских товаров началась в марте, после вхождения Крыма в состав России. К бойкоту активно призывали в социальных сетях. В нескольких городах Украины состоялись молодежные акции в поддержку бойкота. По данным Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей, в первый месяц акции спрос на товары российского производства упал на 40%. В одном из небольших продуктовых магазинов Оболонского района Киева рассказывают, что от закупки российских товаров отказались вообще. «Люди их просто не покупают. Он залеживается, проходит срок годности, а затем нам некуда его девать», — объясняет менеджер магазина Василий.

Активисты движения «Отпор» периодически устраивают акции: в больших торговых центрах они ложатся на пол супермаркетов с плакатами «Русское убивает!». «Покупая российские товары, мы финансируем создание патронов, которыми нас будут убивать российские солдаты», — говорит активистка «Отпора» Екатерина Чепура. В интернете активно распространяется мобильное приложение «Бойкот оккупантов». С его помощью пользователь может просканировать штрихкод устройства и узнать, из какой страны на Украину поступил товар. По статистике, предоставляемой магазином Google Play, приложение скачали уже больше 100 тыс. человек. Активный пользователь этой программы — 32-летний киевский архитектор Борис Василюк. «Мы с женой решили так: покупаешь российские товары — спонсируешь армию, которая в любой момент может двинуть танки на Киев. Я бы вообще запретил эти товары, без них украинские магазины и потребители ничего не потеряют. Всегда есть аналоги», — рассуждает он.

26-летний менеджер логистической компании Алексей говорит, что «с ужасом для себя узнал, что даже Snickers и «Баунти» у нас тоже российские». «Пришлось отказаться от любимых конфет. Покупаю теперь только шоколадную продукцию Roshen, — добавляет он. — Мне кажется, властям стоило бы ввести запрет на импорт. Каждый день читаю, что украинские товары в России запрещают, почему наши депутаты так долго соображают? Я уверен, что 90% тех украинцев, кто все еще покупает российское, просто не знают, что берут. Российские бренды основательно маскируются под импортные. И это не только продукты питания, но и, скажем, одежда. Люди по незнанию берут и поддерживают агрессора».

Власти некоторых регионов страны пошли еще дальше: в Полтавской области товары из России скоро будут иметь специальную маркировку. Губернатор региона Виктор Бугайчук подготовил соответствующий «План по проведению мероприятий по координации современной информационной безопасности страны на территории области с 2014 по 2016 год». Бугайчук распорядился ввести заметные маркировки разных товаров российского происхождения специальной пометкой «Товары из РФ». Такие товары должны размещаться на отдельной полке в магазинах.

Однако, как отмечают эксперты, акция носит в большей степени политический характер: бойкот российских товаров не наносит практически никакого ущерба российскому производителю. Общий импорт российских товаров в различных сегментах потребительского рынка составляет не более 2%.

И раньше Украина мало закупала российских продуктов питания. «К примеру, одежда и обувь у нас преимущественно китайские. Шоколад на 98% отечественный. Алкогольные и слабоалкогольные напитки тоже в большинстве своем украинского производства», — замечает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. В абсолютных цифрах экономический ущерб России еще менее значителен. Всего за апрель 2014 года Украина потратила на закупки российских продуктов $62 млн. А вот продукция химической промышленности, машины и оборудование, а главное — нефтепродукты, кокс и газ являются главным импортом из России. На их долю приходится 92% всего российского импорта. Этим закупкам ничего не угрожает, констатирует эксперт. «Также, по данным госстатистики, на май по сравнению с апрелем уменьшились закупки российского бензина в пользу белорусского, но там та же российская нефть. В литовском бензине нефть тоже российская», — резюмирует Охрименко.