Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Электричка под вопросом

Никто не хочет платить за пригородные поезда

Через два года в России может резко сократиться количество пригородных пассажирских поездов. Причина — отсутствие приоритета пригородного железнодорожного транспорта в бюджетах регионов.

Министерство финансов РФ предлагает со следующего года начать сокращение государственных выплат для субсидирования пригородных пассажирских перевозок. К 2016 году эта статья расходов должна сойти на нет. Эксперты считают, что такой шаг поставит электрички на грань исчезновения и для ряда регионов обернется транспортным кризисом.

Железнодорожная реформа внесла существенные коррективы в работу отрасли. Причем для некоторых секторов они обернулись «подводными камнями». Пригородные пассажирские компании оказались в роли бедных родственников, для которых нет денег ни у РЖД, ни у регионов, ни у государства. До 2003 года все доходы и расходы Министерства путей сообщения (МПС) по всем сферам деятельности суммировались. Убыточные пригородные перевозки существовали за счет прибыльных грузовых. Однако 1 октября 2003 года МПС преобразовалось в ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), в котором все виды деятельности должны были стать самостоятельными бизнесами: грузовые перевозки, перевозки пассажиров в дальнем следовании и перевозки пассажиров в пригородном сообщении.

На сегодняшний день грузами занимаются частные операторские компании, никак не связанные с пассажирскими перевозками. А электрички как были убыточными, так и остались.

Впрочем, это общемировая практика. В большинстве стран мира эту проблему решают за счет государственных субсидий. Власти устанавливают уровень тарифа, то есть цену билета на проезд, ниже себестоимости перевозки и компенсируют убытки компаниям-перевозчикам. «В России региональные власти должны заключить договор с пригородной пассажирской компанией (ППК), работающей в данном регионе, определив заказ на количество курсирующих электричек и их составность. Далее перевозчик рассчитывает стоимость этого заказа и направляет документы в регулирующий орган, который должен рассмотреть материал, установить тарифы на перевозки и определить расчетную сумму выпадающих доходов перевозчика. Если стоимость выше тарифа, который установили местные власти, то разница должна компенсироваться из регионального бюджета», — рассказывает аналитик отдела исследований железнодорожных пассажирских перевозок Института проблем естественных монополий Лев Рузавин.

Однако на практике все не так просто. Регионы оплачивать услуги ППК не спешат. По данным РЖД, в региональных бюджетах на 2013 год заложено лишь 46% от необходимой суммы (8 млрд руб.) для компенсации выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов. Ожидаемые убытки ППК в текущем году составляют 16,8 млрд руб.

Таким образом, потребность в увеличении субсидий из регионов в 2013 году – более 8,8 млрд руб., подсчитали в РЖД.

Как рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе Центральной пассажирской пригородной компании (ЦППК) (работает в десяти регионах), перевозки на территории Москвы и Московской области осуществляются на рентабельном уровне в условиях поддержки пригородных перевозок из федерального бюджета. Со столицей и Подмосковьем компания в 2012 году заключила договор на пять лет. Гарантия стабильной работы позволила ЦППК, одной из немногих российских ППК, даже приобрести собственный подвижной состав. При этом среди хронических должников у компании прежде всего фигурируют Брянская и Орловская области. «Решил регион не поднимать тариф – имеет полное право, только, пожалуйста, компенсируй тогда перевозчику недополученные доходы», — заявляют в ЦППК. Тем не менее в компании говорят, что по сравнению с результатами 2011 года, когда она начала осуществлять перевозочную деятельность в регионах, сегодня доля возмещения затрат перевозчику возросла.

Но не у всех компаний дела обстоят так благополучно. Многие ППК вынуждены сокращать число электричек. С 1 июля 2012 года по инициативе региональных властей отменено более 300 пригородных поездов. Например, в Курганской области отменено 19 электричек (около 40% к размерам пригородного движения в 2012 году), в Челябинской области – 40 (более 40%).

Руководством Амурской области принято решение об отмене 12 поездов (20%), Новгородской области – 32 (39%), Псковской области – 15 (около 29%), Белгородской области – 14 (около 16%).

Убытки несет и сама компания РЖД. Ведь ППК, не получающие компенсации, не могут оплачивать холдингу пользование инфраструктурой (рельсами) и текущий ремонт подвижного состава. По данным РЖД, совокупные убытки холдинга от пригородных пассажирских перевозок в 2013 году ожидаются свыше 22 млрд руб.

А сумма выпадающих доходов от пригородных перевозок в 2015–2016 годах составит 54–56 млрд руб. Из 22 млрд руб. убытков холдинга убытки по субъектам РФ составляют около 8,8 млрд руб. Также компания несет потери по инфраструктуре – около 8 млрд руб. остаются некомпенсированными. Несмотря на то что государство выделяет на эти цели 25 млрд руб. дотаций, этого все равно недостаточно. «Государство субсидиями в 25 млрд руб. покрывает фактически 26% при необходимости в 33 млрд руб. (или 34%) всех расходов, связанных с организацией пригородного сообщения», – подсчитал Рузавин.

Но даже такую помощь государство планирует прекратить. Согласно проекту федерального бюджета, внесенного в Государственную думу, финансирование данного вида деятельности в 2014 году составит около 24,4 млрд руб., в 2015-м — около 5,9 млрд руб., в 2016 году средства не предусмотрены. «Вероятно, к 2016 году будет найден компромисс с субсидированием, поскольку никакой другой вид транспорта не справится с растущим объемом перевозок, кроме как железнодорожный, даже при условии реализации больших проектов по строительству автодорог», — считает Рузавин.

Игорь Краевский из ФГ «БКС» в свою очередь полагает, что компенсации будут выделяться за счет дотаций субъектам РФ, т.е. по сути деньги будут идти не напрямую РЖД, а в регион, который уже будет решать, какой вид транспорта выгоднее развивать. «Где-то, например в Москве и Московской области, электрички сохранятся, в других регионах сократят длину электричек, в третьих – и вовсе откажутся от них в пользу автотранспорта», — прогнозирует аналитик. Таким образом, в России можно ожидать нового сокращения числа электропоездов, в существовании которых, по данным исследования фонда «Общественное мнение», заинтересованы 40% пассажиров общественного транспорта в стране.

Новости и материалы
Ученые выяснили, что дорожный шум вредит птенцам и яйцам
В Тегеране назвали виновных в терактах в Иране и России
В РФ спустили на воду учебный корабль для вертолетчиков
Педиатра, оскорбившую память российского солдата, арестовали
При разборе завалов дома в Токмаке нашли тело мужчины
Дума обсуждает запрет в области криптовалют
В РФ семьи с высоким доходом могут исключить из программы льготной ипотеки
Памятник советским солдатам сбросили с постамента в украинском Ровно
Школьница упала с лошади и очутилась в реанимации с разрывом почки
В Аргентине открыли новый вид проворных травоядных динозавров
Экспортную пошлину на золото могут обнулить
Петербуржец подстроил нападение на возлюбленную, чтобы ее впечатлить, но попал под суд
ВСУ обстреляли Белгородскую область
Эрдоган приедет в США в следующий раз
Ведущие пловцы мира готовят многомиллионный иск против WADA
Казанская полиция нашла дома у наркокурьера таз с мефедроном
В Пентагоне ушли от ответа на вопрос, может ли Украина победить Россию
ФИБА продлила отстранение российских спортсменов
Все новости