Кого слушает президент

«Яндекс» подвис в черном списке

«Ростелеком» заблокировал на 20 минут доступ к сайтам «Яндекса»

Екатерина Ткаченко 23.04.2013, 21:29
Кирилл Лебедев/«Газета.Ru»

«Ростелеком» примерно на 20 минут заблокировал часть сервисов «Яндекса» из-за рекламы психотропного вещества. Ее можно было найти по некоторым IP-адресам, совпадавшим с адресами «Яндекса». Количество просмотров некоторых сервисов упало на 30—60%. Размер ущерба в компании пока не оценили.

Во вторник абоненты «Ростелекома» лишились доступа к сайтам интернет-поисковика «Яндекс». Блокирование сайта произошло с 14.04 мск и продлилось около 20 минут, следует сообщения в блоге интернет-компании. Пользователи, пытавшиеся зайти на страницу поисковика, видели на главной странице сообщение о том, что сайт внесет в реестр ресурсов, содержащих запрещенную информацию.

«Ростелеком в качестве причины блокировки ссылается на «предписание суда ограничить доступ к сайту, IP которого совпадал с некоторыми ресурсами». Никаких уведомлений по этому поводу в «Яндекс» не поступало. Мы считаем случившееся недоразумением», — сообщал «Яндекс».

Позже в «Ростелекоме» объяснили, что по решению Майкопского городского суда Республики Адыгея оператор должен был заблокировать доступ к сайтам, предлагающим аналоги запрещенного психотропного средства. «В число IP-адресов, к которым было необходимо ограничить доступ, попали несколько адресов «Яндекса». Как только об это стало известно, наши специалисты вручную убрали их из «черного списка»», — рассказал «Газете.Ru» пресс-секретарь компании Андрей Поляков.

По его данным, сайт был заблокирован в отдельных населенных пунктах. «В Москве могла пострадать только часть абонентов. Во время звонка от представителей «Яндекса» в офисе «Ростелекома» сайт поисковика работал», — уточняет Поляков.

«Московские интернет-пользователи не могли серьезно пострадать. Основной интернет-провайдер в городе — МГТС. Доля абонентов «Ростелекома» составляет менее 10%», — добавил председатель совета директоров «Ростелекома» Иван Родионов.

С начала 2013 года операторы связи обязаны ограничивать доступ к ресурсам с вредоносной информацией. По предписанию Верховного суда запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Из-за законодательных инициатив с начала апреля пользователи «Ростелекома» уже дважды столкнулись с проблемой доступа к различным сервисам. В начале апреля на несколько дней был заблокирован доступ к сервисам интернет-концерна Google: пользователи жаловались в социальных сетях на отказ доступа к электронной почте Gmail, видеосервису YouTube и блог-платформе Blogpost.

Проблемы с доступам к сервисам Google тогда испытывали пользователи из Санкт-Петербурга, Пензы, Брянска, Екатеринбурга, Тюмени, Башкирии, Мурманской области, Хабаровского края. При попытке посетить один из сервисов Google пользователи видели сообщение: «Данный ресурс внесен в черный список (zapret-info.gov.ru). Возможные причины ограничения доступа: Сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайт в сети «Интернет», включен в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (орфография сохранена. — «Газета.Ru»). Пользователи выявляли блокировку сервисов по IP-адресу, но сетевой адрес не был включен в реестр запрещенных сайтов и список экстремистских материалов Министерства юстиции.

Позже выяснилось, что отсутствие доступа к сервисам Google связано с техническим сбоем программного обеспечения в оборудовании оператора. «В ряде регионов произошел технический сбой программного обеспечения оборудования «Ростелекома», осуществляющего анализ IP-адресов автоматизированной системы «Единый реестр доменных имен», в результате которого был временно прекращен доступ к некоторым ресурсам», — заявляли в «Ростелекоме».

«Подобная ситуация может регулироваться статьей 15 Гражданского кодекса, которая позволяет взыскивать ущерб и упущенную выгоду. Но ее необходимо доказать. В любом случае к «Яндексу» из-за сбоя могут предъявить претензии рекламодатели»,

— считает юрист МКА «Николаев и партнеры» Василий Моисеев.

По мнению старшего юриста юридической фирмы Lidings Сергея Патракеева, «Ростелеком» может избежать выплаты компенсации, если компании урегулировали отношения договором, где прописаны экстренные случаи, в том числе и технический сбой, где виновная сторона может обойтись без выплаты копенсаций.

«Бывают ситуации, когда из-за технического сбоя останавливаются торги на бирже и люди теряют за 20 минут больше денег, чем «Яндекс». Никто никаких компенсаций не платил, — добавляет Патракеев. — Блокирование сайта по предписанию суда происходит раз и навсегда, а не на 20 минут. Вероятно, что это действительно была техническая ошибка».

В «Яндексе» пока не называют размер причиненного ущерба. По данным LiveInternet, за вторник количество просмотров сервиса компании maps.yandex.ru снизилась на 30%. Больше всего пострадал market.yandex.ru — просмотры рухнули более чем на 60%.