МЕДАЛЬНЫЙ ЗАЧЕТ
1
США
46
37
38
121
2
Великобритания
27
23
17
67
3
Китай
26
18
26
70
4
Россия
19
18
19
56

«Москва — город не для людей»

Об освещении в Москве и Сочи «Газете.Ru» рассказал главный дизайнер Philips Рохир ван дер Хейде

Ольга Алексеева (Франкфурт-на-Майне) 21.04.2012, 13:11
Philips

На улицах Москвы слишком много рекламы – пространство города принадлежит компаниям, а не людям. Как сделать город более уютным, как преобразится Сочи к Олимпиаде и как зависит эффективность бизнеса от правильного освещения, «Газете.Ru» рассказал вице-президент Philips Design Рохир ван дер Хейде.

— В 2011 году в Москве стартовала комплексная городская целевая программа по изменению освещения центра города. Мэрия привлекала разных экспертов в области освещения для консультаций, в том числе вас. Что посоветуете?

— Уличное освещение и архитектурно-художественная подсветка зданий — это одна из самых перспективных областей применения светодиодных технологий. Светодиоды дают безграничные возможности в области дизайна: их можно незаметно прятать на фасадах, они дают цветной свет, могут менять «температуру» освещения – с обычными лампочками такой дизайнерской свободы просто нет. И в работе они намного надежнее – служат дольше, не требуют частых замен. Светодиодные технологии для городского освещения могут стать еще более энергоэффективными, если их использовать вместе с интеллектуальной системой управления светом. Такая система уже работает в Лондоне, Роттердаме, Праге. Она позволяет автоматически регулировать интенсивность уличного освещения в зависимости от времени суток, загруженности дорог. Скажем, известно, что на одной из улиц после двух ночи совсем нет транспорта, а значит, освещение в это время можно сделать более приглушенным и, наоборот, в час пик — более ярким.

Прописываются определенные сценарии, которые позволяют сэкономить дополнительно до 70% электроэнергии.

Кроме этого режимы, которые задает эта система, комфортны для людей и окружающей среды.

Я считаю, что хорошее освещение — это залог привлекательности города для туристов. В ближайшие годы в России будут уделять большое внимание модернизации уличного освещения. Сейчас 80% технологий, используемых для освещения, — это старые неэффективные источники света. Мы уделяем большое внимание этому направлению и недавно создали СП с российской компанией «Оптоган» с целью производства световых решений для освещения улиц и парков. Мы участвовали в интересном проекте по освещению Нового Арбата: там наши светодиодные технологии использованы для создания медиаэкранов на так называемых домах-книгах. Новое освещение Нового Арбата делает улицу более современной, позволяет по-другому организовать пространство этой улицы.

— Что бы вы поменяли в Москве с точки зрения освещения?

— Москва сильно отличается от большинства европейских городов, причем не только количеством населения, но и характером застройки.

Строительство в городах центральной Европы более продуманное с точки зрения инфраструктуры. В Москве застройка более хаотична. В целом, на мой взгляд, на центральных улицах Москвы слишком много рекламы – такое впечатление, что пространство города принадлежит компаниям, а не людям. Это, конечно, приносит прибыль. Но в итоге получается, что Москва — город не для людей.

В российской столице особая организация светового пространства. Когда я еду в такси по Москве, то вижу много проявлений индивидуализма: каждое здание выделяется, и это стало характерной чертой визуальной культуры. В идеале должно быть так, чтобы одно световое решение перетекало в другое, все строения на одной улице были подсвечены гармонично, в едином духе и стиле. И власти города это понимают и уже работают над этим в рамках целевой программы по переосвещению. Сегодня Москва находится в процессе перехода в более зрелую фазу — я бы сказал, фазу оркестровки, координации действий. Правильное освещение может помочь людям чувствовать себя в городе более уютно.

Вот, например, площадь Белорусского вокзала. Это сравнительно небольшое пространство имеет высокий уровень сложности. Там расположен вокзал, две станции московского метро, большое скопление людей, пересечение нескольких автомобильных потоков, и это именно то место, которое производит первое впечатление на гостей города, потому что сюда приезжает много иностранцев из Шереметьево. Свет мог бы помочь организовать пространство, решив немалое количество логистических вопросов. Например, освещением можно отделить паркинг. Кроме того, за всей этой суетой теряется великолепие здания вокзала. Его тоже важно подчеркнуть.

Свет не должен выходить из-под контроля хотя бы потому, что в темное время суток он не должен попадать в окна домов и не должен мешать человеку отдыхать. Задача света — помогать, делая ночной город не просто красивым, но и безопасным.

В Москве я бы посоветовал начать с самого простого, поскольку невозможно добиться всего и сразу. Сперва давайте сделаем свет в городе белым, а не желтым, уберем световое «загрязнение», выстроим единое пространство.

— Меняется ли отношение властей к световому оформлению города?

— Мне кажется, власти сейчас стали более открытыми к западному опыту, стали заинтересованы в использовании современных энергосберегающих технологий. Причем это касается не только Москвы, а таких городов, как, например, Сочи. Власти стремятся не просто модернизировать освещение, но и обращают внимание на то, насколько эти технологии энерго и природосберегающие, как они работают и как минимизировать негативное влияние на природу.

Использование современных энергосберегающих технологий позволяет уменьшить выбросы углекислого газа в атмосферу на 555 млн тонн в год, ежегодно сберегать 2 тВт.ч электроэнергии, 1,5 млрд баррелей нефти.

— Philips выступал консультантом мэрии Сочи. Какие-то предложения компании будут реализованы? В чем они состоят?

— Сочи в 2014 году будет принимать гостей Олимпиады. Это, конечно, уникальная возможность презентовать себя миру: приедут тысячи спортсменов, журналистов с камерами, зрителей. Сочи красивый и своеобразный, со своей атмосферой и настроением. С точки зрения поиска светотехнических решений город непрост. Его вытянутость вдоль моря, «зажатость» между морем и горами – это его особенности, которые нужно учитывать, планируя освещение. В любом городе — и Сочи не исключение — есть историческая зона, где надо работать максимально бережно, чтобы сохранить своеобразие старой архитектуры. Есть зона дорог – тут на первое место выходит принцип практичности: движение благодаря освещению должно стать безопаснее и для автомобилей, и для пешеходов. Есть зона парков, рекреации – здесь можно дать волю фантазии, реализовать наиболее оригинальные идеи. Есть зона дворов – здесь с помощью освещения обеспечивается комфорт жителей. А общий принцип для всего проекта – город должен приобрести новый облик, обеспечивающий лучшее качество жизни. И при этом непременное условие – экономия электроэнергии.

Если сделать объекты в центре Сочи яркими и запоминающимися и как бы объединить их с помощью света, то можно сделать маршрут по основным достопримечательностям. Если создать комфортную световую атмосферу, вечером гости будут стремиться провести в центре больше времени.

Кстати, у Philips был подобный опыт в Будапеште. Центр города был слишком темным, и по вечерам туристы расходились по отелям. После правильной организации искусственного освещения город зажил новой жизнью в вечернее время, а туристы в центре стимулируют работу мелкого бизнеса – магазинов и кафе. Правильный свет идет всем на пользу. Не все осознают важность правильного освещения, но мы проводили исследования, которые позволяют с уверенностью говорить о том, что это работает.

— Это касается не только уличного освещения?

— Конечно. Есть данные о том, что люди, которые лежат в больницах на кроватях, расположенных ближе к окну, быстрее излечиваются, а значит, освещение в медицинских учреждениях надо организовывать специальным образом. Очень большое влияние оказывает правильное освещение на детей в школах: более яркий интенсивный свет помогает концентрироваться (что важно, например, во время контрольных), более мягкое освещение, напротив, расслабляться. То же самое можно сказать и об организации освещения в офисах: производительность труда тоже зависит от освещения. Важно правильным образом организовывать подсветку в магазинах. Это как раз демонстрировалось на одном из наших стендов на выставке Light and building. При покупке одежды, скажем, человек должен отличать, черный это цвет или темно-синий. У нас был пилотный проект с одним из магазинов в Лондоне.

Сделав там правильное освещение, мы выяснили, что процент возврата купленной одежды упал на 30%: люди стали лучше понимать, что они покупают, и меньше ошибаться.

Освещение может повлиять и на то, сколько времени человек хочет провести в магазине. Конечно, детали важны и в области высокой моды и дизайна: скажем, покупая вечернее платье, важно понимать, как оно будет выглядеть именно в вечернем свете, и так далее.