На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Сбой госпрограммы

Министерства тормозят проведение бюджетной реформы

Ведомства тянут с принятием госпрограмм, по которым с 2013 года будет верстаться бюджет. Как следует из доклада Минэкономразвития, девять госпрограмм, которые должны были быть готовы к августу, не представлены вовсе. К ряду других есть нарекания — повышенные финансовые запросы и неочевидность поставленной задачи.

В распоряжении «Газеты.Ru» оказался подготовленный в Минэкономразвития доклад о ходе разработки проектов государственных программ (ГП), на основе которых с 2013 года должен будет формироваться бюджет. Из документа следует, что, по состоянию на начало ноября, в министерство так и не были представлены проекты девяти госпрограмм.

Всего на утверждение в ведомство должны прийти проекты 40 документов. В соответствии с распоряжением правительства, которым был утвержден план повышения эффективности бюджетных расходов, все проекты должны были быть отправлены разработчиками до 22 августа.

Одна из основных причин просрочек — ведомства вкладывают в свои проекты излишне большое бюджетное финансирование и не могут согласовать эти суммы с Минфином. «В отдельных случаях превышение составляет от 25 до 400 процентов», — уточняется в докладе со ссылкой на внутреннюю справку Минфина.

В число наиболее затратных входит ГП по развитию Северного Кавказа. Ее проект был обнародован Минрегионом еще летом, однако программу до сих пор не могут согласовать в правительстве из-за завышенного объема финансирования, запрошенного разработчиками. Согласно первому проекту, общие затраты на реализацию ГП были оценены в 3,9 трлн рублей до 2025 года, из которых 2,7 трлн рублей — деньги федерального бюджета.

Сейчас Минрегион занимается переработкой программы, но окончательного текста документа нет до сих пор. В конце октября источник в окружении вице-премьера Александра Хлопонина признавал, что до конца года проект принять так и не удастся.

Наибольшее финансовое «отклонение» у программы «Развитие внешнеэкономической деятельности». Согласно доведенным до разработчиков объемам финансирования, в следующем году бюджет готов потратить на мероприятия, входящие в эту программу, 71,5 млрд руб., в то время как составители насчитали на 115 млрд руб. больше. На втором месте по запросам госпрограмма «Региональная политика и федеративные отношения». На нее в разрезе расходов бюджета следующего года заложено около 150 млрд, но недостача все равно большая, авторам нужно еще 63 млрд рублей.

В материалах Минфина отмечается, что, «как правило, обоснование завышения данных по финансированию в проектах госпрограмм отсутствует».

По словам Андрея Чернявского из центра развития ГУ-ВШЭ, сложности с разработкой программ могут возникать из-за проблем с самой концепцией проведения бюджетной реформы. Так, эксперт отмечает, что не все виды расходов легко можно вписать в какую-то программу, где описаны цели, задачи и показатели, которые должны быть достигнуты по итогам реализации проекта. «Концепция в целом предлагает представить все расходы в виде госпрограмм, и тут министерства сталкиваются с реальными трудностями», — отмечает он. «Непонятно, как договариваться, что куда вписать. В какую программу укладывается тот или иной блок», — добавляет директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов.

Чернявский считает, что переход на формирование бюджета по программному принципу, возможно, целесообразнее было бы сделать постепенным, чтобы ведомствам не приходилось расформировывать по ГП 100% расходов сразу. «Какие-то расходы удобно предоставлять в виде программы, а какие-то нет. И в итоге это сводится к придумыванию искусственных показателей», — говорит он, замечая, что это является одной из причин, по которой ведомства сопротивляются переходу. «Их деятельность будут оценивать по искусственным параметрам», — объясняет эксперт.

В докладе Минэкономразвития констатируется, что в некоторых госпрограммах составители вообще не написали, какие изменения должны произойти в отрасли в результате реализации программы. В разделе с указанием конкретных показателей, которые должны быть достигнуты, например, через два или три года работы, некоторые просто ставили одни и те же цифры, говорится в документе.

Финальный этап проведения бюджетной реформы должен будет пройти уже при новом премьере.

Новости и материалы
Путин подписал указ о новой Стратегии развития здравоохранения
В России появится медаль «За поиск без вести пропавших и павших»
На Камчатку обрушился мощный циклон
Трамп негативно охарактеризовал проводимую Европой политику
Россияне рассказали, какую сумму заложили на новогодние праздники
Врач предупредил о риске сердечного приступа из-за одной ночной привычки
В России могут ввести топливные карты для многодетных семей
Трамп рассказал, как американское оружие поступает на Украину
Ким Чен Ын выразил соболезнования по поводу смерти посла РФ в КНДР
Зеленский рассказал о переговорах с генсеком НАТО и главами Евросовета и Еврокомиссии
В трех аэропортах Северного Кавказа ввели временные ограничения на полеты
Генпрокурор рассказал о работе ГП в сфере противодействия коррупции
Мизулина сообщила о полученных ей на фоне блокировок ресурсов десятках тысяч писем
Путин призвал к структурным изменениям российской экономики
Россияне перед Новым годом заказывают игрушки, сувениры и запчасти
Трамп разрешил Nvidia поставлять продвинутые чипы в Китай
Итальянский журналист Бертолази и меценат Бордато приняли российское гражданство
Трамп вновь чуть не уснул на встрече с министрами
Все новости