Кого слушает президент
`

«Lada хочет вся Европа»

Экспорт автомобилей из России хотят увеличить до 25%

Алина Распопова 18.03.2016, 17:17
Итальянцы с интересом осматривают Lada Vesta Алина Распопова/«Газета.Ru»
Итальянцы с интересом осматривают Lada Vesta

Правительство хочет заставить автопроизводителей увеличить экспорт из России и готовит стимулирующие меры. Российские компании уверены, что их машины будут интересны и в Европе, и во Вьетнаме. Так, «АвтоВАЗ» планирует прописаться в 12 европейских дилерских центрах. Иностранные бренды осторожны в своих высказываниях — для наращивания экспорта необходимы дополнительные инвестиции, к которым они пока не готовы.

Увеличить долю экспорта автомобилей из России до 25% — такую амбициозную задачу поставило перед автопроизводителями правительство в лице Минпромторга. После обвала экспорта новых машин в 2015 году на 19%, до уровня 106 тыс. единиц, выйти на такие объемы будет непросто. Чтобы стимулировать бизнесменов, правительство будет устранять заградительные импортные пошлины на целевых рынках (сейчас их размер доходит до 74%), а также предоставлять субсидии на транспортировку и доработку конструкций для экспортных рынков.

Главными экспортерами, которых будет стимулировать правительство, станут отечественные «АвтоВАЗ», ГАЗ, УАЗ, КамАЗ. Также нарастить объемы экспорта хотят убедить иностранные компании, которые ведут производство на территории России, в частности Volkswagen, Renault, Nissan.

Как рассказал на Российском автомобильном форуме замминистра промышленности и торговли Александр Морозов, новыми целевыми рынками сбыта для автомобильной продукции из России в 2016 году, по оценке Минпромторга, должны стать Алжир (22 тыс. штук), Иран (11 тыс.), Египет (8 тыс.), Европа (5 тыс.), Куба (3 тыс.), Вьетнам (2,5 тыс.), Мексика (2,2 тыс.), Индия (1 тыс.), Эфиопия (400). Эти же страны будут находиться в приоритете по достижению поставленных показателей стратегии-2025.

Аналитики отрасли уже обратили внимание, что заявленные объемы невелики и вряд ли смогут нивелировать убытки от потери двух важнейших для России рынков. Так, по политическим причинам практически прекратились поставки автомобилей на Украину. А из-за введенного в начале текущего года утилизационного и регистрационного сборов на автомобили заглох экспорт в Казахстан.

Российские автобренды готовы к экспорту

Российские предприятия рапортуют о том, что готовы завоевывать рынки за пределами страны. Как сообщили «Газете.Ru» в группе ГАЗ, экспортное развитие является ключевой составляющей стратегии развития предприятия. По мнению представителей компании, это единственное направление, которое дает потенциал для вывода автопрома из стагнации.

«Для того чтобы совершить существенный технологический рывок в автопроме, нужен объем сбыта, гарантирующий окупаемость инвестиций в разработку, сертификацию модификаций для экспортных рынков, создание системы сервиса в каждой стране.

Емкость российского рынка не дает таких объемов. Развитие экспорта позволяет повысить устойчивость бизнеса, хеджировать валютные риски с учетом значительного сужения российского рынка и роста стоимости импортных комплектующих», — рассказал представитель группы ГАЗ.

В свою очередь, независимый эксперт по развитию экспорта российских автомобилей и продуктов машиностроения в Европу Мария Вола (до начала 2016 года являлась сотрудником «АвтоВАЗа» и была ответственна за направление экспорта) рассказала «Газете.Ru», что на продукцию «АвтоВАЗа» есть спрос во всей Европе, включая центральную, восточную и западную части.

«В 2015 году мы проводили тесты в Европе на Lada Kalina Cross, — рассказала Вола «Газете.Ru». — Интерес к автомобилю есть и среди мультибрендовых дилеров, и среди простых покупателей.

Получается, что иностранцев интересуют не только новинки — Lada Vesta и Lada XRay, но и вся модельная гамма. Есть спрос в Бельгии, Германии, Австрии, Чехии — там у нас работает свой склад запчастей. А в Венгрии у «АвтоВАЗа» есть свой дилер.

Конечно, сеть дистрибьюторов у нас модернизируется. Сейчас подготовлены контракты по дилерским центрам в 12 странах Европы, и мы надеемся, что в течение 2016 года они будут подписаны. Мы точно сможем достичь продаж в Европе на уровне 5 тыс. штук, так, уже более 2 тыс. заказов мы получили из Венгрии. Будем идти и дальше. На части интересных нам рынков нужны автомобили с правым рулем — мы уже прорабатываем этот вопрос».

Иностранцы отвечают уклончиво

Рассказывая о возможных перспективах поставок своих автомобилей из России за границу, иностранные компании стараются не отвечать прямо. Ведь эти шаги требуют значительных инвестиций, которые должны оправдаться в будущем и позволить предприятию выйти на необходимые объемы производства. Пока же эти перспективы туманны — геополитическая ситуация в России может измениться в любой момент.

К примеру, Nissan, который поставляет автомобили в ряд стран СНГ, в том числе в Белоруссию и Казахстан, звучал в планах Минпромторга. Однако о конкретных шагах в компании предпочитают не говорить. Так, по словам представителя компании, кроме направлений экспорта в страны СНГ сейчас рассматриваются и другие варианты. «Ведется активная работа с государственными органами по обеспечению мер господдержки, — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе Nissan. Но пока конкретных решений и направлений нет».

На вопросы об экспорте Renault – Nissan и поддержке продаж автомобилей Lada в Европе не раз высказывался и глава альянса Карлос Гон, формулировки которого тоже были максимально обтекаемы.

Так, в 2015 году он рассказывал, что считает преждевременным помогать «АвтоВАЗу» с экспортом новых Lada, и отмечал, что пока топ-менеджеры не готовы к такому решению. Позже он рассказал, что «АвтоВАЗ» нужно будет поддержать на тех рынках, где альянс работает, он проанализирует этот вариант.

Мнения экспертов расходятся

Аналитики и участники рынка расходятся во мнениях о перспективности экспорта автомобилей из России. К примеру, глава Союза китайских предпринимателей в России Цай Гуйжу считает, что сегодняшний курс рубля предоставляет отличные возможности для быстрого налаживания дилерской сети и сервисных центров или даже организации производства за границей.

«По этому пути пошел ГАЗ, который начал производить коммерческую модель «Газель Next» в Турции, ориентированную на европейский рынок, — говорит Гуйжу «Газете.Ru». — Локализация производства в этой стране позволяет пользоваться выгодами беспошлинной торговли».

Нынешнее падение объемов экспорта российских автомобилей эксперт объясняет снижением объемов поставок в страны СНГ. При этом Гуйжу обратила внимание на рост показателей для дальнего зарубежья. Так, экспорт легковых автомобилей в прошлом году увеличился в 2,5 раза: с 4,5 тыс. до 11,3 тыс.

«Рост экспорта в страны дальнего зарубежья обусловлен ослаблением курса рубля, — говорит Гуйжу. — Характерен пример КамАЗа, который осуществляет поставки в 61 страну, в том числе в Саудовскую Аравию, Чили, Никарагуа, Колумбию, Аргентину, Анголу, Панаму. В 2013 году доля экспорта в его продажах составляла 11,8%, или 5,7 тыс. автомобилей. В 2014–2015 годах это значение увеличилось вдвое».

Говоря о перспективах 25-процентной доли экспорта, эксперт отметила, что важно выйти на эту цифру за счет фактического роста поставок, а не снижения производства автомобилей в России. Однако на пути этих целей будут стоять конкуренты с недорогой продукцией из Китая и Индии, которые также проводят активную экспансию на новые рынки.

В свою очередь, руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев считает задачу «увеличения экспорта» скорее лозунгом, чем реальностью.

«Если поставленный амбициозный план будет выполнен хотя бы наполовину — это будет уже отлично для российского автопрома, — сказал Деев «Газете.Ru». — Российские автомобили эконом-класса, например продукция «АвтоВАЗа», выигрывают у ближайших конкурентов, например корейских производителей, только по цене. И только в сегменте до 600 тыс. руб.

Все, что дороже, уже более оптимально закупать у «корейцев», которые ведут агрессивную маркетинговую политику, у них отлично налажена логистика, и они готовы завалить Европу недорогими марками типа Solaris.

Исключение составляет, пожалуй, продукция КамАЗа: их грузовики по-прежнему качественны, дешевы и пользуются спросом в развивающихся странах».

По мнению Деева, Volkswagen не будет производить автомобили в России, чтобы экспортировать, в этом нет экономической целесообразности. «Сборка здесь не является экстремально дешевой по сравнению, скажем, с Азией», — заключил эксперт.

Между тем директор по развитию автокредитования Локо-Банка Андрей Ермаков обратил внимание на то, что оглашение планов Минпромторга совпало с серьезными перестановками в руководстве «АвтоВАЗа». Так, место Бу Андерссона занял Николя Мор, чьим главным успехом называют Dacia.

«За короткий период времени предприятие стало одним из крупнейших экспортно ориентированных (90% продукции экспортируется) участников рынка в эконом-сегменте с Logan, — сказал Ермаков «Газете.Ru». — На базе этого автомобиля производится большинство бюджетных моделей Renault, Nissan и «АвтоВАЗа». Собственно, это может служить доказательством того, что Renault – Nissan планируют переориентировать крупнейшего российского автопроизводителя с внутреннего рынка на внешние за счет роста экспорта. В этом интересы концерна, «Ростеха» и Минпромторга в общем-то совпадают».

Член президиума генерального совета «Деловой России», эксперт по вопросам экономики и финансов Анна Нестерова уверена, что одним из основных рынков для экспорта продукции автопрома из России станет Вьетнам.

«В рамках подписанного в 2015 году соглашения о создании зоны свободной торговли между Вьетнамом и ЕАЭС Вьетнам снизит ввозные пошлины на грузовые и легковые автомобили, — сказала Нестерова «Газете.Ru». — Россия через Вьетнам стремится выйти на азиатские рынки. «Группа ГАЗ», Sollers, КамАЗ, «АвтоВАЗ» готовы выходить на вьетнамский рынок. Также после подписания соглашения о создании зоны свободной торговли между Вьетнамом и ЕАЭС руководство Renault объявило о старте экспорта автомобилей российской сборки во Вьетнам».