Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

«Все оказалось еще хуже»

Renault поддержит «АвтоВАЗ»

Алина Распопова 12.02.2016, 17:45
Цех сборки автомобилей Lada Kalina на заводе ОАО «АвтоВАЗ» Григорий Сысоев/ТАСС
Цех сборки автомобилей Lada Kalina на заводе ОАО «АвтоВАЗ»

По итогам 2015 года отечественный «АвтоВАЗ» принес убытков на 67 млрд руб. Причинами послужили падение авторынка и подорожание материалов и компонентов. Потери французского Renault от участия в предприятии выросли в 3,4 раза, до €620 млн. Эксперт считает, что перед иностранцами стоит выбор: продолжить тянуть за собой убыточное предприятие или вернуть его обратно «Ростеху». Между тем напряженность на заводе и в Тольятти нарастает.

Операционный убыток группы «АвтоВАЗ» по итогам 2015 года составил 66,8 млрд руб. При этом компании удалось заработать 176,5 млрд руб. — это на 8% меньше выручки 2014 года. Такие цифры приведены в официальном пресс-релизе «АвтоВАЗа». Как говорится в документе, причинами столь ощутимых потерь послужили, главным образом, продолжающееся падение российского автомобильного рынка, а также рост стоимости материалов и компонентов. При этом операционный убыток группы «АвтоВАЗ» без учета обесценения активов и затрат на реструктуризацию бизнеса составил 24,7 млрд руб. против убытка в размере 10 млрд руб. годом ранее. В итоге обещания президента «АвтоВАЗа» Бу Андерссона вывести предприятие «в плюс» опять не сбылись.

«Доля рынка Lada возросла с 16,4% в 2014 году до 17,9% в 2015-м, — сообщают в российском автогиганте. — Розничные продажи Lada на российском рынке составили 269 тыс. автомобилей».

Объем производства автомобилей четырех брендов — Lada, Renault, Nissan, Datsun — и сборочных комплектов в 2015 году составил 468,5 тыс. штук, что на 19% меньше показателя 2014 года.

Антикризисный план компании в новом году включает, в частности, оптимизацию ценовой политики, развитие продуктового портфеля, увеличение корпоративных продаж, обновление политики сервиса и реализации запасных частей, интенсификацию экспорта, оптимизацию производственных площадей, реструктуризацию базы поставщиков и оптимизацию рабочей силы.

Свою оценку ситуации дал аудитор «АвтоВАЗа»

компания Ernst & Young, которая подвергла значительному сомнению способности компании и ее дочерних организаций продолжать свою деятельность непрерывно.

«Данные условия, наряду с прочими обстоятельствами, указывают на наличие существенной неопределенности», — говорится в аудиторском заключении Ernst & Young, которое оказалось в распоряжении СМИ.

Сколько потеряли в Renault

Между тем финансовые результаты подвел и французский автопроизводитель Renault, который входит в состав альянса Renault-Nissan. Совместному предприятию «Ростеха» и Renault-Nissan — Alliance Rostec Auto BV — принадлежит 74,51% капитала «АвтоВАЗа».

Оказалось, что в 2015 году Renault получил убыток в €620 млн от участия в российском «АвтоВАЗе». Это в 3,4 раза больше, чем в 2014 году.

«Что касается «АвтоВАЗа», исключительно слабая экономическая ситуация в России оказалась хуже наших первоначальных ожиданий, поэтому Renault получила убыток в €620 млн, — сообщается в пресс-релизе. — На это повлияло сокращение на 35% объемов авторынка, уменьшение среднегодового обменного курса рубля на 33% и рост процентных ставок».

Отметим, что по состоянию на 31 декабря 2015 года доля Renault в «АвтоВАЗе» оценивалась в €91 млн. Французская компания уже начала переговоры с другими акционерами «АвтоВАЗа» — ARA BV — по рекапитализации российской компании. Между тем в целом чистая прибыль Renault увеличилась по итогам 2015 года по сравнению с прошлым годом на 48%, до €2,960 млрд. Выручка возросла на 10,4%, до €45,327 млрд. В России, по предварительным данным, объем продаж в полугодии составил 120,411 тыс. автомобилей.

Руководство Renault заверило, что будет делать все возможное, чтобы поддержать российский «АвтоВАЗ». «Мы приняли решение подготовить себя к восстановлению российского рынка, потому что мы верим в его потенциал. Мы хотим убедиться, что «АвтоВАЗ» будет готов к восстановлению. Значительный прогресс был достигнут в «АвтоВАЗе» с точки зрения качества, реструктуризации, с точки зрения новых продуктов. Мы будем делать все возможное, чтобы поддерживать «АвтоВАЗ» и позволить ему конкурировать, когда он восстановится», — сообщил гендиректор французской компании Карлос Гон в интервью Bloomberg TV.

Что делать с «АвтоВАЗом»?

В том, что убытки «АвтоВАЗа» в 2015 году оказались очень серьезны и сопоставимы с уровнем тех, что предприятие понесло в 2009 году, уверен генеральный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. Эксперт полагает, что нынешняя рыночная ситуация при любом, даже самом гениальном топ-менеджере не позволит «АвтоВАЗу» выйти в прибыль.

«Понять, почему так произошло, можно, но трудно решить, как действовать в такой ситуации, — сказал Целиков «Газете.Ru». — Получать прибыль сейчас предприятию просто нереально. Пришло время принимать стратегические решения о том, что же делать с «АвтоВАЗом». В 2009 году в такой ситуации происходило вливание денег со стороны государства через корпорацию «Ростех».

Но теперь «АвтоВАЗ» находится в руках иностранной компании. И тут уже непонятно, что будет делать Renault-Nissan — либо тянуть убыточный «АвтоВАЗ» вместе, либо передавать его обратно «Ростеху».

Целиков обращает внимание на то, что сейчас «АвтоВАЗ» работает во многом за счет большого привлечения внешних заимствований. И с каждым разом, выдавая новые кредиты, банки только увеличивают свою прибыль.

«Банки могут просто перекрыть денежные потоки, и «АвтоВАЗ» встанет, — рассуждает Целиков. —

Поэтому необходимо, чтобы совместное решение приняли глава Renault-Nissan Карлос Гон и президент России Владимир Путин. Напряженность на заводе и в Тольятти только нарастает. Государству она точно не нужна, особенно в свете выборов в Госдуму.

Летом, когда пройдет собрание акционеров, видение того, что будет с «АвтоВАЗом», уже должно быть сформировано. У главы «АвтоВАЗа» Бу Андерссона в конце года истекает трехлетний контракт. Я сомневаюсь, что он покинет свой пост раньше этого времени — это было бы слишком затратно с точки зрения всех положенных ему выплат. А во-вторых, Гону пришлось бы признать, что были предприняты неверные стратегические шаги.

Но я уверен, что на второй срок Андерссон не останется — это будет совместным решением сторон».

Другие эксперты расходятся во мнениях о будущем Renault-Nissan и «АвтоВАЗа», а также о необходимых мерах поддержки предприятия. Так, аналитик АЛОР Антон Ермаков обращает внимание на то, что согласно антикризисному плану правительство выделяет 80 млрд руб. на поддержку российского автопрома.

«Казалось бы, для «АвтоВАЗа» созданы отличные условия для развития бизнеса в рамках глубокой рецессии в экономике страны. Но, как мы видим, этого не происходит, что говорит о низкоэффективной работе менеджмента завода», — сказал Ермаков «Газете.Ru».

В свою очередь заместитель председателя правления Локо-Банка Андрей Люшин считает, что российский автомобильный концерн достаточно успешно пользуется моментом для увеличения доли на рынке и делает верные стратегические ходы.

«С учетом той ситуации, которая складывается на российском автомобильном рынке, убыток «АтоВАЗа» не кажется катастрофическим, поскольку речь идет об огромном стратегически важном предприятии, — сказал Люшин «Газете.Ru». – Раньше российский концерн стремительно терял долю рынка и показывал убытки, главным образом, из-за низкой конкурентоспособности. Но сейчас менеджменту удалось выпустить на рынок модели, которые востребованы рынком. При этом дальнейшие сокращения персонала и оптимизацию производства нельзя исключать, поскольку, скорее всего, в 2016 году автомобильный рынок продолжит падать».

Между тем руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев, оценивая потери Renault от сотрудничества с «АвтоВАЗом», обратил внимание на то, что отечественная компания является инструментом достижения глобальной цели по генерации €50 млрд дохода и достижения пятипроцентной маржи для французского концерна Renault.

«Указанное взаимодействие обеспечило французам абсолютный доступ к российскому потребителю и позволило вместе с российским автопроизводителем занять практически 35% доли рынка. Учитывая долю «АвтоВаза», которая принадлежит Renault, а также объем инвестиций, направленных на расширение собственного присутствия в России, французскому гиганту остается только держаться, надеясь на улучшение экономической конъюнктуры в России», — сказал собеседник «Газеты.Ru».

Напомним, что с 15 февраля «АвтоВАЗ» сразу на 20% урезает зарплаты своим сотрудникам в Тольятти из-за перехода на четырехдневку. Альтернативой этому решению могло стать только сокращение персонала. Вместе с тем руководитель тольяттинского автогиганта Бу Андерссон рассчитывает на успех новинок — кроссовера Lada XRay, на который уже объявлены цены, и Lada Vesta. Экспорт этих автомобилей скоро начнется в Венгрию.