«АвтоВАЗ» отдохнет за свой счет

«АвтоВАЗ» снижает зарплаты всем сотрудникам и выпускает новые модели

Алина Распопова, Даниил Ломакин 28.01.2016, 15:37
22 января 2016. Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев (слева) во время посещения ОАО... Александр Астафьев/РИА «Новости»
22 января 2016. Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев (слева) во время посещения ОАО «АвтоВАЗ» в Тольятти. Справа — руководитель проекта «Семейства автомобилей X-RAY» Олег Груненков.

Сразу на 20% «АвтоВАЗ» урезает зарплаты своим сотрудникам в Тольятти из-за перехода на четырехдневку. Альтернативой этому решению могло стать только сокращение персонала. Вместе с тем руководитель тольяттинского автогиганта Бу Андерссон рассчитывает на успех новинок — кроссовера Lada XRay, на который уже объявлены цены, и Lada Vesta. Экспорт этих автомобилей скоро начнется в Венгрию.

На фоне качественного обновления модельного ряда отечественный «АвтоВАЗ» объявил о существенном сокращении заработной платы всем сотрудникам без исключения. Как рассказал президент предприятия Бу Андерссон, отвечая на вопрос корреспондента «Газеты.Ru» о будущем персонала завода в 2016 году, заработок всех служащих и рабочих будет сокращен на 20% уже с 15 февраля. Это связано с тем, что конвейер автогиганта перейдет на четырехдневный график работы.

Работы меньше, зарплата ниже

«Перед нами стоит много вызовов, мы говорили на эту тему с представителями как местного, так и федерального правительства, — сказал Андерссон. — Недавно у нас была возможность пообщаться с премьер-министром Дмитрием Медведевым. Я поблагодарил его за сильную поддержку со стороны правительства в виде программы утилизации в прошлом году.

Я показал ему автомобили Vesta и XRay, и Медведев был очень удивлен, он оценил их технические преимущества.

Также на этой встрече я поблагодарил Внешэкономбанк за их поддержку и финансирование проектов. Производственный план группы компаний «АвтоВАЗ» в этом году составит 486 тыс. автомобилей. При этом мы будем стабильно сохранять нашу рабочую силу и удерживать нужное количество людей на производственных линиях. Мы начали с того, что в январе перевели около трех тысяч сотрудников на социальные и другие типы работ. С 15 февраля мы перейдем на четырехдневную неделю. Все из нас будут получать заработную плату на 20% меньше. Включая меня».

Андерссон также рассказал, что уже обратился за помощью к правительству с запросом о том, чтобы получить 2 млрд субсидий для работников «АвтоВАЗа».

«У нас есть очень понятный план и очень хорошие люди, — отметил Андерссон. — Мы позаботились о них в прошлом году, когда мы стали единственным заводом, который работал по обычному графику. Позаботимся и в этом — все идет к тому, что «АвтоВАЗ» станет одним из немногих предприятий, которое будет работать стабильно в 2016 году».

На «АвтоВАЗе» будут добиваться индексации

Отметим, что в прошлом году сотрудники «АвтоВАЗа» не раз пытались привлечь внимание руководства к проблеме заработной платы и организовывали митинги с требованием 20-процентной прибавки к окладу. В итоге под давлением официального профсоюза на «АвтоВАЗе» все-таки была проведена индексация заработной платы в июне 2015 года — она выросла на 6%.

Как рассказал «Газете.Ru» председатель профкома «АвтоВАЗа» Сергей Зайцев,

в настоящее время средняя заработная плата по предприятию в Тольятти составляет 28,5 тыс. руб. Но при этом не учитывается размер оплаты труда менеджмента и тех, кого перевели на социальную работу.

«На заводе в коллективном договоре есть обязательства перед сотрудниками по размеру минимальной заработной платы, — пояснил Зайцев. — Так, она должна быть не ниже 1,3 прожиточного минимума. Это немного больше чем 12 тыс. руб. Но по факту на заводе таких зарплат нет, они всегда выше. Размер заработка зависит от многих факторов — от разряда, тарифной ставки, того, где работает человек. К примеру, если «автовазовец» работает транспортировщиком, то будет получать меньше тех, кто трудится на конвейере. На том же конвейере, если выходишь на двойную смену, можно подзаработать еще больше, но сейчас это случается крайне редко. В целом оплата труда рабочих на конвейере равна той самой средней заработной плате на всем заводе.

Теперь мы все будем получать на 20% меньше, но это касается только Тольятти, завод в Ижевске продолжит работать по стандартному графику».

О соответствующих организационных изменениях сотрудников известили заранее, с соблюдением всех требований законодательства.

«Приказ готовился за два месяца, и нас сразу поставили в известность, — признался Зайцев. — Конечно, у людей настроение далеко не бодрое. Но, с другой стороны, все понимают, что решения в такой ситуации только два: либо сокращение зарплаты на 1/5, либо сокращение 1/5 от всего персонала. То есть люди понимают, что лучше так, чем на улицу, потому что на улице работы нет либо там платят по две копейки. Поэтому придется поднатужиться. Что касается даже небольшой подработки, то найти ее сможет лишь небольшое количество людей».

Поскольку в Тольятти найти работу сейчас практически невозможно, сотрудники завода, по словам представителя профcоюза, готовы взяться за любое занятие, только бы заработать и свести концы с концами.

«Мы очень ждем соответствующего постановления правительства, которое поможет нам получить дополнительные средства на оплату общественных работ, — рассказали в профсоюзе. — Так, у нас уже есть отработанные схемы и договоренности с мэрией города. Мы готовы подстроиться любым образом. Очень хорошо, что наш вопрос находится в приоритете у президента России.

Важно, что и сами мы не смиримся с урезанием зарплат и будем в этом году бороться за проведение новой индексации».

«АвтоВАЗ» представляет новинки и наращивает экспорт

На фоне объявления о переходе завода в Тольятти на укороченную рабочую неделю «АвтоВАЗ» продолжает выпускать на рынок обещанные новинки. Так, в Сочи состоялась презентация кроссовера Lada XRay, официальные продажи которого стартуют в России 14 февраля. Известно, что уже с апреля начнется экспорт этого автомобиля в Венгрию. До конца года, согласно прогнозу, должно быть продано более 20 тыс. этих автомобилей.

Рекомендованная розничная стоимость новинки стартует с отметки 589 тыс. руб. Промежуточные комплектации предлагаются за 628, 653 и 693 тыс. руб. Топовая версия с двигателем Lada 1,8 и AMT стоит 723 тыс. руб.

В оснащение этой версии входит пакет Prestige с обогревом лобового стекла, камерой заднего вида, климат-контролем, датчиками дождя и света и усиленной тонировкой стекол. Вслед за моноприводной версией должна появиться и полноприводная модификация XRay уже с приставкой Cross. Несмотря на то что ранее в СМИ появлялась информация о том, что ее можно будет увидеть на конвейере уже в 2017 году, Андерссон точную дату старта продаж не уточнил, ограничившись осторожным заявлением о том, что «пока даты старта продаж обсуждаются, поскольку автомобиль должен оснащаться полным приводом мирового уровня».

Что касается модели Vesta, продажи которой начались в прошлом году, то на заводе утверждают, что продают по сто этих автомобилей. Однако конкретных планов на 2016 год не назвали.

Известно, что этот автомобиль также отправится на экспорт в Венгрию наравне с XRay. В сентябре 2016 года ожидается выход на рынок Lada Cross в кузове «универсал» и приводом 4 на 2. В дальнейшей перспективе может появиться полноприводный универсал Lada Cross, а также Lada Vesta хетчбэк.

Управляющий партнер EURussia Иван Бончев отмечает, что продвигать новую модель «АвтоВАЗ» должен за счет поддержки своих дилеров и потребителей. Выводить на рынок новую модель, когда продажи падают, сложно. В этой ситуации успех XRay будет зависеть от тех финансовых инструментов поддержки продаж, которые сможет предложить производитель, например, в области кредитования, — рассказал он «Газете.Ru». — Сама цена машины — это уже второстепенный вопрос, хотя чувствительность потребителей к стоимости автомобилей, особенно в бюджетном сегменте, сегодня крайне высокая».

Исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов полагает, что даже при такой цене «АвтоВАЗ» сможет продать запланированное количество единиц XRay.

«Насколько я знаю, в Тольятти рассчитывают реализовать 20 тыс. машин этой модели за 2016 год, — рассказал «Газете.Ru» Удалов. — Думаю, это вполне реально.

— Конечно, потребители будут сравнивать, что они за эти деньги получат в Renault, а что в Lada. Кто-то может посмотреть и в сторону «китайцев».

Что касается сокращения зарплат на «АвтоВАЗе», то, по мнению собеседника, поддерживать рабочих должно государство. «Нужны какие-то инструменты государственной поддержки, потому что само предприятие не может ничего поделать в ситуации, когда рынок сжимается и падают объемы производства», — говорит Удалов.