Год штрафных рекордов

За 2015 год россияне получили 50 млн штрафов с дорожных камер

Даниил Ломакин 21.01.2016, 16:58
Сотрудник ГИБДД настраивает переносной пункт контроля КРИС-П для измерения скорости автомобиля и... Игорь Зарембо/РИА «Новости»
Сотрудник ГИБДД настраивает переносной пункт контроля КРИС-П для измерения скорости автомобиля и видеофиксации встречной полосы движения во время несения службы на одной из Калининградских автотрасс

За прошлый год ГИБДД выписала более 50 млн штрафов за нарушения, зафиксированные дорожными камерами. Это на 9 млн постановлений больше, чем было в 2014-м. С учетом минимальной суммы штрафа в 500 рублей., в общей сложности нарушители получили взыскания на десятки миллиардов рублей. Эксперты связывают рост количества выявленных нарушений с увеличением числа камер на дорогах.

По данным ГИБДД России, более половины всех нарушений за 2015 год были зафиксированы автоматическими комплексами. Доля постановлений на основании материалов с дорожных камер составила 65% — это 50 млн штрафов об административных правонарушениях. При этом за 2014 год штрафов с камер было выписано значительно меньше — 40,9 млн (63% от всех вынесенных постановлений).

Больше всего штрафов водители получали в прошлом году традиционно за превышение скорости. На камеры фотовидеофиксации попало 44,9 млн нарушений такого рода — это 89% от общего количества правонарушений, зафиксированных в автоматическом режиме. Это неудивительно с учетом того, что большинство комплексов ориентированы именно на контроль скоростного режима.

Общее число стационарных комплексов на дорогах России достигло в прошлом году 6,2 тыс. единиц, а скорость фиксируют 3,7 тыс. из них. Кроме того, скорость измеряют и при помощи переносных комплексов — они применяются на 4,1 тыс. зон контроля.

Кроме того, на начало 2016 года на российских дорогах сегодня работают 272 комплекса, предназначенных для фиксации нарушений правил проезда регулируемых перекрестков (в 2014 году их было 187), 258 комплексов — для фиксации фактов выезда на полосу, предназначенную для встречного движения и проезда под знак «Въезд запрещен» (в 2014 году их было 193), 43 — для фиксации нарушений в зонах железнодорожных переездов (в 2014 году — 6).

Кроме того, до 414 единиц за минувший год выросло число комплексов, фиксирующих езду по полосам для общественного транспорта, а количество комплексов, фиксирующих нарушения правил остановки и стоянки, увеличилось до 396 (в 2014 году — 368).

Вместе с тем в истекшем году был расширен список выявляемых правонарушений в области ПДД. Так, на российских дорогах появились 34 камеры для фиксации фактов непредоставления преимущества в движении пешеходам на «зебрах». Кроме того, ведется техническая проработка решений по фиксации и других видов нарушений ПДД. Например, в Госавтоинспекции прорабатывают механизмы фиксации нового, еще не существующего на законодательном уровне нарушения — «опасного вождения».

Минимальный штраф за нарушения ПДД составляет 500 руб. Таким образом, в прошлом году водителей оштрафовали на общую сумму, превышающую 25 млрд руб.

Госавтоинспекция отмечает, что работа с автоматическими комплексами направлена в первую очередь на предупреждение нарушений ПДД. Также в ГИБДД утверждают, что в местах постоянного функционирования дорожных комплексов происходит снижение как общего количества ДТП, так и тяжести их последствий.

Однако собеседники «Газеты.Ru» с категоричностью этих тезисов не согласны. Так, первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков считает, что в ряде регионов установка камер не связана с безопасностью дорожного движения, а направлена на пополнение бюджетов за счет штрафов с владельцев транспортных средств. «Далеко не все камеры ставят на опасных участках дорог, там, где это действительно нужно, — рассказал «Газете.Ru» Лысаков. —

Нередко их размещают не в тех местах, где нужно снижать аварийность, а там, где хорошая прямая дорога и водители с большей вероятностью могут превысить скорость. Хороший пример был в Московской области: там после снижения числа нарушений, которые фиксировала камера, власти распорядились убрать лежачий полицейский, дав водителям возможность разгоняться в этом месте».

По словам парламентария, власти регионов злоупотребляют установкой камер, чтобы получать дополнительные средства в бюджет. «В этой области ситуация только ухудшается. Некоторые регионы все деньги на дорожную безопасность расходуют на закупку и установку камер, в первую очередь потому, что они приносят доход. Региональные министры финансов даже бюджеты на будущий год планируют с расчетом прироста штрафов с камер. О какой безопасности можно говорить, если от собираемости штрафов зависит экономика региона».

Что касается ситуации с отсутствием перед камерами табличек или разметки, то депутат считает, что это порочная практика. «Это только подтверждает, что первоочередная задача — собирать штрафы, а не бороться с аварийностью, — говорит Лысаков. — И это подтверждается не только ситуацией с табличками, но и мухлежом с программным обеспечением, как было, например, в Краснодарском крае».

Глава Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин также уверен, что камеры применяют в России вовсе не для безопасности дорожного движения, а для пополнения бюджетов.

«Камер за год на дорогах стало больше — вот и постановлений выписали на 9 млн больше,

— прокомментировал «Газете.Ru» Травин отчет ГИБДД. — При этом уже давно стало понятно, что штрафы, в том числе и зафиксированные в автоматическом режиме, не являются эффективной воспитательной мерой. В результате использование дорожных комплексов превратилось по сути в коммерческий проект».

Собеседник уверен, что влияние дорожных камер на безопасность и снижение числа ДТП не очевидно. «Водитель притормозил перед камерой, снижается риск ДТП, но на другом участке дороги, где камеры нет, автомобилист попытается наверстать, превысит скорость и попадет в аварию», — приводит пример Травин.